Экеблад, Ева
- 1 year ago
- 0
- 0
Христиан Адольфович Экеблад (1800—1877 ) — физиолог, философ, писатель, первый директор лицея князя Безбородко , профессор Харьковского университета , действительный статский советник .
Швед по национальности. Родился в Финляндии, в Гельсингфорсе , и рано лишился родителей. Bo время русско-шведской войны 1807—1809 гг., когда был взят Гельсингфорс, тогдашний штаб-доктор русской армии И. И. Энегольм , случайно узнав о беспомощном положении 8-летнего сироты Экеблада, принял в нем участие и увез его с собой в Россию. Экеблад воспитывался сначала в доме Энегольма, а когда последний был назначен президентом Санкт-Петербургской медико-хирургической академии , то поместил в число студентов этого заведения и своего воспитанника.
После окончания курса в академии , где слушал лекции Д. М. Велланского , был назначен в Императорский Харьковский университет «адъюнктом ветеринарной науки», Экеблад читал курсы и по физиологии, и по судебной медицине, и по «нозологической хирургии»; в 1831 году организовал деятельную помощь в борьбе с холерой, в 1834 году — в борьбе с неурожаем.
С 1835 по 1855 годы Х. А. Экеблад управлял лицеем князя Безбородко в Нежине. Сжившись с Россией, Экеблад сожалел о том, что носит не русскую фамилию Дуболистова, а шведскую Экеблада. Он всегда увлекался философией, в особенности философией Шеллинга, в которую ввёл Экеблада, по всей вероятности, Велланский .
Главные из научных работ Экеблада: статья в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1839 год «Краткое обозрение душевных способностей животных» и обширное исследование «Опыт обозрения и биологико-психологического исследования способностей человеческого духа» (СПб, 1872). Последнее посвящено, главным образом, разъяснению смысла разных актов духовной деятельности; автор различает дух от души, разум от ума. Число духовных способностей соответствует, по Экебладу, числу основных явлений общей природы и вещественной стороны человека. Во введении Экеблад указывает, что первый отдел его книги (обозрение основанных и постоянных способностей человеческого духа, то есть смысла, разума и ума) составлен по лекциям Велланского; остальные отделы обнаруживают влияние Шеллинга, Окена и Гегеля.