Interested Article - Дэвидсон, Дональд
- 2020-10-30
- 1
До́налд Ге́рберт Дэ́видсон ( англ. Donald Herbert Davidson ; 6 марта 1917, Спрингфилд , шт. Массачусетс — 30 августа 2003, Беркли) — американский философ .
Биография
Дэвидсон родился в Спрингфилде, штат Массачусетс, 6 марта 1917 года у Кларенса («Дэви») Герберта Дэвидсона и Грейс Корделии Энтони. Первые четыре года своей жизни Дэвидсон прожил вместе с родителями на Филиппинах .
Дэвидсон учился на бакалавриате и магистратуре в Гарвардском университете , получив в 1941 году степень магистра по классической философии. Он интересовался литературой и классической философией. Среди его учителей был Альфред Норт Уайтхед . Дэвидсон говорил, что «Уайтхед взял меня под свое крыло; он регулярно приглашал меня к себе на полдник» .
После окончания университета он отправился в Калифорнию, где писал сценарии радиопередач для драматического сериала «Большой город» с Эдвардом Г. Робинсоном в главной роли. Он вернулся в Гарвард, получив стипендию в области классической философии, преподавал философию и одновременно проходил интенсивное обучение в Гарвардской школе бизнеса.
С 1942 по 1945 год он участвовал во Второй мировой войне на американском флоте в Средиземном море. Он обучал пилотов распознавать вражеские самолеты и участвовал во вторжениях в Сицилию, Салерно и Анцио.
В 1949 году он получил докторскую степень в том же университете. Его диссертация была посвящена платоновскому диалогу «Филеб» .
С 1951 по 1967 год в течение шестнадцати лет он работал в Стэнфордском университете . Затем он работал профессором в Принстоне (1967—1970), в Университете Рокфеллера (1970—1976) и в Чикагском университете (1976—1981 годы).
Он был президентом как Восточного, так и Западного отделений Американской философской ассоциации .
С 1981 по 2003 годы — профессор Калифорнийского университета в Беркли .
Философские идеи
Его работы оказали значительное влияние на все области философии, однако особо следует выделить философию сознания и философию языка .
Дэвидсон известен своей критикой эпистемологического релятивизма и одновременно — классического позитивизма. Дэвидсон настаивает, что язык вообще не является средством описания реальности: он создан не для описания, а для общения. Согласно основному положению философии Дэвидсона, «мыслить значит общаться».
Это касается и языка науки. «Картина мира» (в том числе научная) возникает как результат общения, что требует как минимум двух собеседников, которые договариваются о том, что они видят. Таким образом, «картина мира» принципиально интерсубъективна. Она зависит от треугольника отношений, который включает как минимум двух человек (коллег, собеседников) и совокупность общих для них фактов или событий. Язык (в том числе и научный) должен обеспечивать доверие (charity) и взаимопонимание между наблюдателями. Философ утверждает:
Доверие воздействует на нас, хотим мы этого или нет, и если мы стремимся понимать других, мы должны считать их правыми по существу. Создав теорию, которая согласовывает доверие и формальные условия для теории, мы сделаем всё, что может быть сделано для обеспечения коммуникации. Большее невозможно, да ничего большего и не нужно.
В отличие от Куна и Фейерабенда с их тезисом о несоизмеримости научных теорий из-за взаимной непереводимости их языка, Дэвидсон считает, что проблема перевода вторична: важно согласие между говорящими о том, что они видят (воспринимают). В связи с этим Дэвидсон выступает за переосмысление понятия истины: по его мнению, истинными следует считать не убеждения, адекватно репрезентирующие реальность, а убеждения в рамках единой когерентной системы взглядов, своего рода подобия в восприятии .
В 1970-е годы Дэвидсон вернул в философию сознания изобретённое Дж. Муром понятие супервентности , которое в дальнейшем получило широкое распространение .
В 1950-х годах Дэвидсон работал с над разработкой экспериментального подхода к теории принятия решений. Они пришли к выводу, что невозможно рассматривать убеждения и предпочтения субъекта независимо друг от друга, поэтому всегда будет несколько способов проанализировать действия человека с точки зрения того, что он хотел или пытался сделать или ценить. Этот результат был сопоставим с тезисом Куайна о неоднозначности перевода и был использован во многих поздних работах Дэвидсона по философии сознания.
Увлечения
Дэвидсон много путешествовал и имел большой круг интересов. У него была лицензия пилота, он строил радио и увлекался альпинизмом и сёрфингом. Он прекрасно играл на фортепиано, интересовался музыкой, в Стэнфордском университете преподавал философию музыки. В Гарварде учился и дружил с композитором Леонардом Бернстайном , с которым Дэвидсон играл на фортепиано в четыре руки. Бернстайн написал музыкальную партитуру для постановки, которую Дэвидсон поставил по пьесе Аристофана «Птицы» на греческом языке. Часть музыки позже была использована в балете Бернштейна Fancy Free.
Семья
Дэвидсон был женат трижды. Его первой женой была художница Вирджиния Дэвидсон, от которой у него был его единственный ребенок, дочь Элизабет (Дэвидсон) Бойер. После развода с Вирджинией он во второй раз женился на Нэнси Хиршберг, профессоре психологии в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн. Она умерла в 1979 году. В 1984 году Дэвидсон в третий и последний раз женился на философе Марсии Кавелл.
Библиография
- Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. — М.: Праксис, 2003. — ISBN 5-901574-30-3
- Дэвидсон Д. Истина и значение // Новое в зарубежной лингвистике . — М.: Прогресс , 1986. — Вып. XVIII.
- Дэвидсон Д. / Пер. с англ. Е. В. Зиньковского // Философия, логика, язык / Под ред. Д. П. Горского и . — М.: Прогресс, 1987. — С. 213—233.
- Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.
- Дэвидсон Д. / Пер. А. Л. Золкина // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост. А. Ф. Грязнов . — М.: Изд-во МГУ, 1993. — C. 144—159.
- Дэвидсон Д. Материальное сознание // Аналитическая философия: Избранные тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Дэвидсон Д. Когерентная теория истины и познания // Метафизические исследования. — СПб., 1999. — Вып. 11.
- Дэвидсон Д. О создании звёзд / Пер. с англ. М. В. Лебедева // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. — М.: ИФРАН, Прогресс-традиция, 2004.
- Дэвидсон Д. События вечные против событий преходящих // Логос. — 2004. — № 5. — С. 45—58.
- Боррадори Дж. Американский философ. Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом… — М.: ДИК, 1998.
Примечания
- Duignan B. Donald Davidson // (англ.)
- (англ.) // The New York Times / J. Kahn — Manhattan, New York City: , , 2003. — ed. size: 443000 — ISSN ; ;
- . Дата обращения: 25 февраля 2019. 9 февраля 2019 года.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 4: От романтизма до наших дней. — СПб. , 1997. — 880 с. — С. 752. — ISBN 88-350-7272-7 ; 5-86708-105-2
- Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы / Д. Дэвидсон // Аналитическая философия: Избранные тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 144—159.
- . Дата обращения: 1 марта 2019. 2 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 9 мая 2015. 15 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано из 18 мая 2015 года. . Дата обращения: 9 мая 2015. Архивировано из 18 мая 2015 года.
- Юлина Н. С. № 9 . — С. 153—166 . 18 мая 2015 года. // Вопросы философии. — 2011. —
Литература
- Joseph M. Donald Davidson. — Chesham, 2004. — 245 с.
- Lepore E., Ludwig K. Donald Davidson. Meaning, Truth, Language, and Reality. — Oxford, 2005. — 446 с.
- Lepore E., Ludwig K. Donald Davidson's Truth-Theoretic Semantics. — Oxford, 2007. — 346 с.
- Блинов А. Л., Петров В. В. Д. Дэвидсон. Современная аналитическая философия в США // Вопросы философии . — 1988. — № 3. — С. 138—140.
- Гутнер Г. Б., Огурцов А. П. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
Ссылки
- 2020-10-30
- 1