Interested Article - Ахундов, Мирза Исмаил

Мирза Исмаил Молла Селим оглы Ахундов ( азерб. Mirzə İsmayıl Molla Səlim oğlu Axundov ; 1805 , Ляки , Шемахинский уезд , Шемахинская губерния , Российская империя 1900 , Ленкорань , Ленкоранский уезд , Бакинская губерния , Российская империя ) — азербайджанский поэт XIX века, участник общества « Фёвджул-фюсаха » .

Биография

Мирза Исмаил Ахундов родился в 1805 году в селе Ляки в семье священнослужителя. Его отец умер, когда ему было семь лет, и его воспитывали мать и сёстры. Начальное образование Мирза Исмаил получил в медресе в Шамахы . Затем его семья переехала в город Ахар , а оттуда в Тебриз , где он изучал арабский и персидский языки и ближневосточную литературу. Вернувшись на родину из Тебриза, он некоторое время жил в Шамахы, с 1840 года работал на погранпереходе Карадонлу . В 1850-х годах, по приглашению дворянина Садыг-бека Мехманадрова, переехал в Ленкорань , где преподавал в школе. Поэт открыл в Ленкоране школу «Усули-Джадид» и посвятил свою жизнь просвещению народа. Мирза Исмаил скончался в Ленкоране в 1900 году .

Творчество

Мирза Исмаил начал писать стихи под псевдонимом «Гасир» в юном возрасте. Внук поэта Исхак Ахундов собрал и систематизировал его различные стихи и передал их в дар Институту рукописей НАНА . Как и многие его современники, Гасир составлял собственные учебники. С этой целью он также написал учебник под названием «Гануни-Мирза Исмаил Гасир» . Он также был современником и другом Сеида Азима Ширвани , который посвятил Гасиру строки. В то время, когда литературные общества слабели, Мирза Исмаил собрал вокруг себя поэтов Ленкорани и организовал собрание « Фёвджул-фюсяха » .  Поэты, любители поэзии и другие представители интеллигенции, писавшие и творившие в Ленкоранском уезде , считали его своим духовным лидером. Со времени его создания и до его роспуска Гасир, возглавлявший «Фёвджул-фюсаха» , поддерживал тесные контакты с поэтами Шамахы , Баку , Ардебиля , Шуши и регулярно переписывался с ними. Каждый раз, приезжая в Баку, он посещал собрания « Маджмауш-шуара » . Таким образом, через Гасира поэты Ленкорани смогли познакомиться с литературной общественностью других городов . Мирза Исмаил также был одним из известных мастеров шахмат своего времени. Его интересовали произведения Махмуда Шабистари , и в 1870 году он сделал копию маснави поэта «Канзул-хаккаиг» . Хотя основным содержанием произведений Гасира является мотив любви, поэт умело записал ряд противоречий, встречающихся в его среде. В обществе, где существуют судьи и каторжники, Гасир пытался разгадать власть денег, вызываемые ими бедствия и в какой-то степени достиг своей цели. Он рассматривал деньги как аморальную «красоту» , которая способствует коррупции . Гасир справедливо указывал, что «деньги, потраченные либо на дорогу в Мекку или Медину , либо на вино и азартные игры» , имеют такую ​​силу в обществе несправедливости, что могут «превратить цветник в руины, а руины в цветник» .

Примечания

  1. Zaman Əsgərli, «XIX əsr Azərbaycan şeiri antologiyası», s. 113
  2. , S. 83.
  3. , S. 84.
  4. , S. 85.
  5. , S. 86.
  6. , S. 87.

Литература

  • Nəsrəddin Qarayev. XIX əsr Azərbaycan ədəbi məclisləri. — Bakı: Nurlan, 2012. — 325 S.
Источник —

Same as Ахундов, Мирза Исмаил