Парижская национальная опера
- 1 year ago
- 0
- 0
Большая опера (фр. Grand opéra ) — направление в оперном искусстве, возникшее в Париже после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и сменившее ( Tragédie lyrique ) в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века.
Большая опера по своему содержанию состоит из 5 актов и включает в себя также объёмную балетную (танцевальную) часть. В своём становлении она восприняла различные театральные и музыкальные элементы: реформированную К. В. Глюком Tragédie lyrique , комическую оперу, передовые тенденции серьёзной итальянской оперы и др. Используя сперва исключительно античные сюжеты, к 1830-м годам большая опера переходит к обыгрыванию событий из более близкого времени — позднего Средневековья и начала Нового времени. При этом зачастую в них затрагивались темы, имевшие большое общественное значение — борьба народа за свою свободу (« Немая из Портичи » Ф.Обера ), религиозных преследований (« Гугеноты » Дж. Мейербера ), антисемитизма (« Жидовка » Ф.Галеви ) и др.
Преобладающее число больших опер написаны лёгким, простым и ясным музыкальным языком. В них оркестру отведена сопроводительная роль, в то время как основной упор был сделан на вокальные партии исполнителей с тем, чтобы дать последним в наибольшей степени проявить свой талант. Сочность и чистота исполнения в больших операх важнее цельной музыкальной гармонии произведения (за что эти оперные спектакли иногда обвинялись в бессодержательности). Постановка большой оперы в парижских театрах всегда требовала большого вложения средств — в либретто обычно значились роскошные костюмированные шествия на сцене, в том числе и конные. Зато уже поставленная опера могла играться на сцене театра на протяжении нескольких десятилетий. В то же время опера постоянно развивалась, появлялись новые художественные решения — в неё вводились пантомима, усовершенствования технического оснащения, освещения сцены и др.
Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 году как новая «серьёзная» французская опера. С самого момента своего появления конкурировала с более старой и менее «роскошной» комической оперой, сформировавшейся в XVIII столетии как дополнение к «аристократической» опере того времени.
В отличие от «аристократической» оперы, большая опера была искусством для городской буржуазии. Она была проще, легче для понимания, нежели оперы прошлого и более сентиментальна, чем комическая опера. Начиная с постановки « Роберта-Дьявола » Дж. Мейербера, её героями, как правило, были уже не простые люди, а знать и аристократия. Даже еврейка, ведущая фигура в опере Ф.Галеви « Жидовка » (1835), к её концу оказалась дворянского происхождения. Большая опера вплоть до 1920-х годов оставалась наиболее популярным оперным жанром. Затем она постепенно уступает свои позиции вплоть до 1980-х годов, начиная с которых наблюдается возрождение этого направления оперного искусства.
Кроме вышеназванных к большим операм также можно отнести: