Interested Article - Фортепианная механика
- 2020-01-17
- 1
Фортепианная механика — механизм внутри фортепиано , который, путём ударов молоточками, извлекает звуки из струн и затем заглушает их с помощью глушителей (демпферов). Фортепианный механизм состоит из рычажков на шарнирах , которые управляют молоточками и глушителями. В пианино рычажки, управляющие молоточками и демпферами, проинтегрированы в единый механизм, в то время как в рояле управление глушителями выделено в отдельное устройство — контрклавиатуру (или контрмеханику ) .
История развития
Создателем фортепианной механики считается Б. Кристофори , который в Италии в самом начале XVIII века (обычно указывается 1707 год) создал итал. gravicembalo col piano e forte («большой клавесин с тихим и громким звуком»), где молоточки, обтянутые кожей, ударяли по струнам снизу, при этом движение клавиш передавалось на молоточки через промежуточное звено («шпиллер») . Независимый механизм с молоточками над струнами создал К. Г. Шрётер в Германии. По-видимому, механизм Шрётера был неуспешным, так как уже к 1717 году Шрётер перешёл к молоточкам под струнами .
В первой трети XVIII века в Европе появились другие варианты механики, среди них выделялись системы :
- с подталкиванием молоточка, вращающегося на своей оси и не прикреплённого к клавише ( нем. Stossmechanik ), разработанная французом Жаном Мариусом ( фр. Jean Marius , 1716 год) и К. Г. Шрётером (1717—1721 годы);
- с подбрасыванием молоточка, прикреплённого к клавише ( нем. Prellmechanik ). Эта система была разработана в Вене И. Г. Зильберманом (1731 год) и усовершенствована учеником Зильбермана И. Штейном , детьми Штейна и его зятем А. Штрейхером ; использовалась до изобретений С. Эрара в начале XIX века.
Эрар революционизировал конструкцию фортепианной механики, создав в 1821 году механизм с двойной репетицией , позволивший извлекать звук повторным ударом по клавише после её небольшого поднятия, до полного возврата клавиши в исходное положение (и сопутствующего заглушения звука). Это изобретение существенно изменило фортепианную технику, на его основе создан и поныне используется ряд репетиционных механизмов, включая системы Ю. Блютнера, Эрара-Герца, Лангера, Стенуэя, Бехштейна, А. Фёрстера .
В конструкциях демпферов выделяют три системы :
- венскую консольную. В этой системе, ставшей популярной уже в XVIII веке, над струнами находится консольная балка, к которой подвижно прикреплены деревянные планки с наклеенными подушечками; стерженьки, опёртые на клавиши, приподымают полоски при нажатии клавиши, позволяя струне звучать;
- ирландскую, в которой деревянные головки лежат сверху на струнах, звук заглушается наклеенными на головки подушечками;
- французскую с подпружиненными демпферами под струнами. Введена Эраром в первой четверти XIX века.
Современная конструкция
Фортепианная механика разделяется на два класса с различным устройством: для роялей и пианино. Выделяется также механика с простой (одинарной) и двойной репетицией; при этом для роялей типична двойная репетиция (современные рояли с простой репетицией — обычно реплики старых инструментов), а для пианино, наоборот, за редким исключением — простая репетиция.
Рояль
Детали
На рисунке справа обозначены следующие детали механики рояля :
- Клавиша.
- Пилот .
- Фигура .
- Ауслезерная пупка заканчивается красной (на рисунке) ауслезерной подушкой .
- Шпиллер , толкач .
- Капсюль гаммерштиля молотка (указатель показывает на головку шурупа капсюля гаммерштиля ).
- Абник . Регулировочный винт ограничивает высоту подъёма репетиционного рычага (см. ниже).
- Гаммерштиль . Между шпиллером и гаммерштилем расположен прикреплённый к гаммерштилю барабанчик .
- Репетиционный рычаг соединён с толкачом репетиционной пружиной (на рисунке тонкая выгнутая вверх горизонтальная деталь без номера).
- Керн молоточка обтянут зеленоватым (на рисунке) фильцем молоточка .
- Фенгер . Деревянная головка фенгера закреплена на фенгерной проволоке и покрыта красным (на рисунке) фенгерным фильцем , в свою очередь обтянутым замшей- обтяжкой фенгера (замша на рисунке не показана).
- Фигура демпфера (горизонтальный деревянный брусок) . Фигура демпфера прикреплена к капсюлю фигуры демпфера (вертикальному бруску) через ось капсюля. Движение фигуры вверх ограничено неподвижным ограничительным лейстиком с подушечкой.
- Рычаг подъёма лейстика . Лейстик для подъёма демпферов — коричневый (на рисунке) брусок под рычагом. Лейстик простирается вдоль всей клавиатуры и присоединён к палке правой педали (которая позволяет поднять все демпферы), между лейстиком и рычагом — красный (на рисунке) фильц лейстика .
- Демпферная ложка .
- Демпфер . Снизу закреплён на демпферной проволоке , которая проходит сквозь направляющую для демпферов , обклеенную внутри сукном- гарнировкой . Нижний конец проволоки закреплён в капсюле демпфера , шарнирно соединённым с фигурой демпфера. На нижнюю часть демпфера наклеена подложка демпфера (также проклейка или внутренний фильц , на рисунке не показана), на которую наклеен демпферный фильц , глушащий струну.
- Струна.
- Чугунная рама рояля обеспечивает жёсткость при натяжении струн (совокупная сила доходит до десятков тонн-силы ).
- Аграф . Латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки звучащей части струны. В современных роялях аграфы обычно заменяет струнный штапик — литой порожек на плите чугунной рамы ( панцире ). В верхнем регистре звучащая часть струны может быть ограничена фигурной металлической планкой — каподастром (нет на рисунке).
- Колок , вирбель . Колок закрепляется в вирбельбанке (см. № 20), но при проходе сквозь панцирь чугунной рамы дополнительная стабильность придаётся втулкой под вирбель (также рамной пробкой , на рисунке не показана).
- Вирбельбанк — клеёная деревянная конструкция из перекрёстных слоёв дерева, в которую закрепляются колки.
Действие
А. Реблиц выделяет следующие стадии работы механики с двойной репетицией :
- Нажатие на клавишу через пилот поднимает фигуру, а с ней шпиллер и барабанчик. Молоток идёт вверх.
- Дальнейшее нажатие на клавишу поднимает демпфер со струны.
- Седло шпиллера упирается в ауслезерную пупку, молоточек продолжает движение, барабанчик и с ним гаммерштиль отделяются от шпиллера, молоточек ударяет по струне.
- После удара молоточек и гаммерштиль идут вниз, молоточек придерживается фенгером, Барабанчик нажимает на репетиционный рычаг, сжимая репетиционную пружину.
- Когда клавиша слегка отпускается, фенгер освобождает молоточек, позволяя репетиционной пружине поднять репетиционный рычаг и, через барабанчик, гаммерштиль. При этом восстанавливается контакт между шпиллером и барабанчиком/гаммерштилем, позволяя нанести второй удар по клавише до её полного возвращения в исходное положение.
Пианино
Венская система
Несложная по конструкции венская система не применяется в современных пианино.
Английская система
Примечания
- ↑ .
- , с. 6.
- Русские названия приведены согласно Герцог Г.К, Шиммель Н. Номенклатура фортепиано. Композитор, М. , 1994. С. 40-50.
- Reblitz, Arthur A. Piano servicing, tuning, & rebuilding. Vestal, N.Y. : Vestal Press, 1976. (англ.) С. 30-32.
Литература
- Г. И. Благодатов. // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
- Heinrich Welcker Von Gontershausen. : [ нем. ] . — Heinrich Ludwig Brönner, 1856.
Из МЭ:
- Зимин П. Н., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934.
- Зимин П. Н., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.
- Blüthner J., Gretschel H., Der Pianofortebau, Lpz., 1921. (нем.)
- 2020-01-17
- 1