Interested Article - Шредер (фортепианная фабрика)

К. М. Шредер (К. М. Шрёдер, нем. C. M. Schröder ) — фабрика по производству фортепиано , располагавшаяся в Санкт-Петербурге . Фирма была основана в 1816 или 1818 году уроженцем Штральзунда Иоганном Фридрихом Шредером (1785—1852). Это третья старейшая фирма по производству фортепиано в России. «К. М. Шредер» был одним из немногих российских производителей, прославившихся и на международном уровне. Инструменты «К. М. Шредер» поставлялись правящим домам Австрии, Германии, Дании и России. К концу XIX века фабрика стала крупнейшим производителем фортепиано дореволюционной России.

История

Иоганн Фридрих Шредер — ученик петербургского фортепианного мастера И. Лагоде. Получив мастерский диплом в 1816 году, он смог открыть мастерскую только в 1818. Не имея никакого отношения к петербургским фортепианным мастерам А. Х. и К. Р. Шредерам, был вынужден совершенствовать свои фортепиано, чтобы превзойти их. В результате на выставке 1831 И. Ф. Шредер за «флигель [то есть рояль] искусной работы» был удостоен Публичной похвалы . В 1834 г. качество инструментов И. Ф. Шредера было замечено в придворных кругах и его заслуги высоко оценены: он стал поставщиком женских учебных заведений императрицы Марии. В 1839 году И. Ф. Шредеру была присуждена малая серебряная медаль за «флигель искусной работы». На петербургской выставке 1843 г. рояль и транспонирующее пианино И. Ф. Шредера вновь были отмечены Публичной похвалой. Умер он в 1852 г., за 36 лет работы выпустив не более 3000 инструментов. Его дело и фабрику унаследовал сын — Карл Михаил Иванович Шредер (1828—1889).

Карл Михаил Шредер получил хорошее среднее образование в петербургском Петропавловском училище, а на настройщика и фортепианного мастера выучился на фабрике отца, усовершенствовав знания за границей — на парижских фортепианных фабриках А. Герца и А. Папа и лондонской фабрике С. Эрара. Вступив во владение отцовским производством, с 1853 г. К. М. И. Шредер записался в купцы третьей, а в 1863 г. перешел во вторую гильдию . На мануфактурной выставке 1861 инструменты К. М. Шредера заслужили только «Публичную похвалу». К середине 1860-х гг. фабрика «C. M. Schröder» стала самой крупной в России и, постепенно получая признание российских музыкантов, увеличивала сбыт роялей и пианино, выходя и на европейский рынок. Успеху способствовало внедрение в производство еще одной, более высокой модели пианино диапазоном в 7 октав. Были усовершенствованы и кабинетные рояли: для укрепления строя теперь применялась металлическая пластина с запрессованными штифтами, на которых держались струны. Упиравшиеся в пластину и вирбельбанк шпрейцы создавали достаточно прочную конструкцию, препятствуя деформации корпуса и быстрому «расползанию» строя. Вирбели с плоской головкой были заменены на современный вид с четырехугольной головкой, закупавшийся в Германии .

В 1868 году на фабрике работали 75 рабочих, выпускалось 200 инструментов в год. В 1870 году К. М. Шредер получил право употребления на вывесках изображения Государственного герба с надписью «За выставку 1870 г.» В 1873 г. Шредер прекратил выпуск роялино [ чего? ] и приступил к расширению фабрики: купил большой участок с промышленным зданием на Петроградской стороне протяженностью от Большой Вульфовой улицы, д. 15 (сейчас ул. Чапаева), до набережной Большой Невки и, перенеся туда производство, первым в России оснастил его паровыми машинами. На фабрике были организованы собственные кузнечно-слесарные, токарные, лакировочные, малярные и другие мастерские.

В 1873 году фирма «К. М. Шредер» получила золотую медаль на международной Венской выставке.

Этот рояль, несомненно, был превосходным, образцовым произведением и далеко превосходил продукцию других российских мастеров. Следует особо отметить насыщенность тембра и легкость игры.

В 1873 г., празднуя победу на венской выставке и «справедливо сознавая, что полученною им наградой он в значительной степени обязан трудам рабочих его фабрики», Шредер устроил для своих работников торжественный обед. Он объявил о сокращении рабочего времени на один час без уменьшения поденной платы, а также об увеличении расценок для работающих сдельно работников. Выступив с речью, Шредер отметил, что «русские фортепиано ценятся даже за границей и что это обязывает наших фабрикантов удвоить энергию, чтобы достойно поддержать приобретенную ими репутацию» . В марте 1874 г. Александр II пожаловал К. М. И. Шредеру орден Св. Станислава 3 степени, но вновь отказал в присвоении звания поставщика двора.

Еще одна большая золотая медаль, полученная в 1874 г. в Неаполе, и решение петербургской консерватории закупать у него инструменты добавили фабриканту надежд на приобретение столь желаемого им звания поставщика двора, о котором он вновь просит в 1875 г.

В 1876 году К. М. Шредер купил дом на Невском проспекте , 52 и открыл там магазин и концертный зал. С 1877 г. фирма начала именоваться «Первой Российской паровой фортепианной фабрикой К. М. Шредер». В апреле 1878 г. Шредер был пожалован званием мануфактур-советника .

В 1889 году умер К. М. Шредер, и владельцами фабрики и компании стали его сыновья Карл, Иоган, Оскар. Карл Карлович, старший из братьев, прошел практику на иностранных фортепианных фабриках и встал во главе предприятия.

В 1900 году братья основали Торговый дом «К. М. Шредера», для того чтобы отвечать новым требованиям к компаниям; кроме того, предприятие открыло свои филиалы в Варшаве и Одессе , а Карл Карлович покинул компанию. В 1904 году он купил фабрику « J.Becker » в Санкт-Петербурге. В 1918 году фабрики «К. М. Шредер» и «Я.Беккер» были национализированы и перешли в ведение Совета народного хозяйства по Северному округу Петрограда. Владельцы предприятия были вынуждены покинуть страну. И. К. Шредер безуспешно пытался возобновить производство в Латвии, перебрался в США, был похоронен в общей могиле для бедных.

С 1922 года завод носил имя Луначарского , наркома образования в Советском Союзе (« Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского ») .

Серийные номера и обозначения на крышке

Фортепиано, изготовленное на фабрике К. М. Шредера с серийным номером 18988 (изготовлено в 1900 году)

К 1852 году нумерация достигла 3000, 1865 — 4500, 1867 — 5000, 1910 — 29000, в военный 1915 год — 34000. Рояль под номером 17003, хранящийся в Зимнем дворце , был изготовлен по заказу императора Николая II в подарок Александре Фёдоровне в 1898 году. Вся поверхность инструмента была покрыта живописью Э. К. Липгарта на темы мифа об Орфее .

На клапах инструментов фирмы применялись лейблы «J.F. Schröder», «C.M.Schröder» и «К. М. Шредер».

Награды

  • 1831: на Петербургской мануфактурной выставке — Публичная похвала.
  • 1839: на Петербургской мануфактурной выставке — Малая серебряная медаль.
  • 1843: на Петербургской мануфактурной выставке — Публичная похвала.
  • 1861: на Петербургской промышленной выставке — Публичная похвала.
  • 1867: звание поставщика женских заведений императрицы Марии.
  • 1865: на Петербургской промышленной выставке — серебряная медаль.
  • 1870: на Всероссийской мануфактурной выставке — право использовать Государственный герб.
  • 1870: на Международной выставке в Касселе — Большая золотая медаль
  • 1872: на Московской политехнической выставке — Большая золотая медаль
  • 1875: Неаполь — золотая медаль
  • 1878: на Всемирной промышленной выставке в Париже рояль «Шредер» получил Гран-при , а сам Шредер был награждён Орденом Почетного легиона .
  • Июнь 1880: Шредер получил звание «Поставщик двора его императорского величества» .

Примечания

  1. Сергеев М.В. (рус.) // Музыковедение. — 2016. — Сентябрь ( № 9 ). — С. 43—49 . 24 апреля 2019 года.
  2. Сергеев М. В. Фортепианная фирма «C. M. Schröder» в 1852—1889 гг. в поисках совершенного инструмента и всеобщего признания // Музыковедение. 2017. № 3. С. 22-33.
  3. Austro-Hungarian Monarchy: . K. K. Hof- und Staatsdruckerei., 1903. Oscar Paul Musikalische Instrumente. Expokatalog Wien 1874, S. 76–77. Dieser Flügel gehörte unbestreitbar zu dem Vorzüglichsten, was die Ausstellung im Pianofortebau bot und überragte bei Weitem alle anderen russischen Fabrikate. Wobei besonders ausser der Klangfülle die Egalität des Tones und leichte Spielart hervorzuheben sind.
  4. Сергеев М.В. Утраченная жемчужина русской музыкальной культуры: фирма «C.M. Schroder» в последние годы деятельности (1885–1918) (рус.) // Музыковедение. — 2019. — № 4 . — С. 10—20 .
  5. , с. 113.
  6. . Дата обращения: 26 июля 2018. 17 августа 2018 года.
  7. Дата обращения: 19 августа 2018. 12 сентября 2018 года.
  8. , с. 29.

Литература

  • Отюгова Т.А., Галембо А.С., Гурков И.М. Фортепианная фабрика К.М. Шредер // Рождение музыкальных инструментов. Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов. — Л. : Музыка, 1986. — С. 26—32.
  • Сергеев М. В. Фортепианный мастер Иоганн Фридрих Шредер (1785—1852): к 200-летию основания фирмы «C. M. Schröder» // Музыковедение. 2016. № 9. С. 43-49.
  • Сергеев М. В. Фортепианная фирма «C. M. Schröder» в 1852—1889 гг. в поисках совершенного инструмента и всеобщего признания // Музыковедение. 2017. № 3. С. 22-33.
  • Сергеев М. В. Утраченная жемчужина русской музыкальной культуры: фирма «C.M. Schroder» в последние годы деятельности (1885—1918) // Музыковедение. 2019. № 4. С. 10-20.
  • Марфа Новак Clinkscale: Makers of the piano. Vol. 2, 1820-1860. Oxford Clarendon 1999, С. 335.
  • Энн Шварц: фортепиано Makers in Russia in the Nineteenth Century. Rowman & Littlefield, 2014, С. 28.
Источник —

Same as Шредер (фортепианная фабрика)