Interested Article - Кокю
- 2021-03-04
- 1
Кокю ( яп. 胡弓 кокю: ) — традиционный японский трёхструнный смычковый музыкальный инструмент . Кокю появился в Японии; вероятно, он эволюционировал из сямисэна под влиянием европейского ребека . Сочетание сямисэна и кокю используется в народной и камерной японской музыке; в театрах кабуки , бунраку кокю применяется для создания печального настроения .
История и название
В современном японском языке слово «кокю» может записываться иероглифами яп. 胡弓 («варварский лук», «иностранный лук») , реже яп. 鼓弓 , яп. 小弓 («маленький лук») . В прошлом существовали названия японский кокю ( яп. 和胡弓 вагоккю: ) , «кокю Ямато» ( яп. 大和胡弓 яматогоккю: ) , «японский кокю» ( яп. 日本胡弓 нихонкокю: ) , сямисэн-кокю ( яп. 三味線胡弓 ) и т. д., призванные отличать кокю от похожего китайского инструмента эрху .
Раннее название кокю — «рахэйка» ( яп. ラヘイカ ) — позволяет предположить влияние со стороны арабского ребаба или произошедшего от него европейского ребека . Внешне кокю напоминает тайский , корейский и рюкюский «кутё» ( яп. 提琴 ку:тё: ) , причём отношения между последними двумя остаются невыясненными .
Первые кокю имели более круглый корпус меньшего размера . После появления кокю стал популярен как среди низших слоёв населения, так и в гильдиях слепых музыкантов, создавших первые произведения для кокю . Со временем кокю вошёл в камерную музыку санкёку , где использовался для заполнения пауз между отрывисто звучащими нотами сямисэна и кото; ансамбль бунраку и танцевальную музыку дзиута , а также в церемониальную музыку религии тэнрикё .
В середине XVIII века появился четырёхструнный кокю (добавочная струна дублирует самую тонкую) . После 1871 года были ослаблены ограничения на круг лиц, которым разрешено играть на флейте сякухати , и она почти полностью заменила кокю в камерной музыке, хотя некоторые произведения, в частности «Снег» ( яп. 雪 юки ) , предпочитают исполнять именно с кокю . Другие знаменитые произведения для кокю — камерные «Песня ржанок» ( яп. 千鳥の曲 тидори но кёку ) , «Сакаэ-дзиси» ( яп. 栄獅子 ) , народные и . На кокю играют на фестивале Овара кадзэ-но Бон .
Музыканты XX века начали экспериментировать с кокю начиная с 1920-х годов: Хисао Танабэ придумал рэйкин ( яп. 玲琴 ) , проделал в кото отверстие как на виолончели для улучшения акустических качеств инструмента .
Внешний вид
Кокю меньше сямисэна: обычно он имеет длину около 70 сантиметров, длина смычка — от 95 до 120 см . По конструкции кокю почти идентичен сямисэну, за исключением 8-сантиметрового шпиля , расположения и формы порожка - струнодержателя и отсутствия специфического элемента конструкции, ответственного у сямисэна за звук «савари» .
Корпус кокю спереди обтягивают кошачьей, а сзади — собачьей кожей . Смычок изготавливается из конского волоса .
Кокю держат вертикально, упирая к колени, либо (реже) перед собой . В отличие от скрипки и эрху, корпус которых при игре не движется, кокю требует другой техники: для выбора нужной струны исполнитель вращает весь инструмент вокруг своей оси, движения смычка выполняются в одной плоскости; аналогичный способ используется с ребабом и тайским сосамсаем .
-
Кокю, гравюра начала XIX века
-
Ансамбль из сямисэна, кото и кокю
-
Гейша играет на кокю, 1904
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- .
- ↑ .
- ↑ , p. 712.
- ↑ , p. 711.
- , p. 713.
Литература
- David W. Hughes. Kokyū // . — Oxford University Press.
- 若林 擴. (яп.) // 知恵の話. — 2007. — 第60巻 , 第5数 . — 第86 頁 . (недоступная ссылка)
- (яп.) . Сёгакукан . Дата обращения: 7 августа 2016.
- (яп.) . ヤマハミュージックメディア. Дата обращения: 7 августа 2016.
- Robert C. Provine, J. Lawrence Witzleben, Yosihiko Tokumaru. East Asia: China, Japan, and Korea (Garland Encyclopedia of World Music). — Routledge, 2001. — ISBN 978-0824060411 .
- 2021-03-04
- 1