Interested Article - Крота

Кро́та , также крут, крот ( валл. crwth , ирл. cruit, crot , брет. krouzh , англ. crowd, crouthe ) — старинный струнный инструмент, имевший хождение в VI—XVIII веках; изначально щипковый, с XI—XII веков смычковый . Крота была распространена в XI—XVI вв. в Ирландии и Уэльсе , к концу XVIII века исчезла из практики. Крота сопровождала танцы, пение и декламацию стихов монотонной мелодией- остинато .

Конструкция и методика игры


 {
 \mark \markup {
 Настройка
}
 \omit Score.BarLine
 g1 g'1 c'1 c''1 d'1 d''1
 \undo \omit Score.BarLine
 }

По конструкции и размерам крота близка европейской ротте , от которой произошла , и сохранившимся до наших дней эстонскому хийуканнелю , финскому йоухикко и шведской . Инструмент состоит из прямоугольной деки , размерами примерно 55 см в длину, 24 см в ширину и 5 см глубиной. Дека изготовляется из единого массива кленовой древесины , потом к ней приклеивается передняя стенка из ели . В верхней части крота изогнута, так что гриф лежит не в горизонтальной плоскости, а слегка устремлён от корпуса, что помогает играть на ней . В стенке проделаны два круглых резонаторных отверстия, с двух сторон от грифа (из падуба ) находятся характерные проёмы для удержания инструмента; боковые стоки всегда были параллельны корпусу . Шесть струн из кетгута крепятся к нижней части инструмента через порожек, сверху крепятся к колкам. Две из них — бурдонные и расположены не над грифом, а слегка в стороне , их иногда дёргали большим пальцем правой руки ; четыре струны — игровые, причём плоская форма порожка не позволяет играть только на одной струне, они звучат все одновременно . Под грифом у всех сохранившихся исторических крот имеется небольшая выемка, использовавшаяся как резонатор .

Известны образцы с 3—6 струнами, изначально струн было 3—4 (без бурдонных), затем основным стал тип с 6 струнами . Инструмент удерживался с упором на левое колено, либо на грудь, обычно при этом через корпус была пропущена лента, которую музыкант надевал на шею .

Динамический диапазон инструмента — октава. При игре на кроте четырьмя пальцами левой руки музыкант прижимал четыре нижние (или правые) струны, гриф лежал у него в ладони, а большим пальцем он защипывал две верхние (левые) струны . Струны звучали следующим образом: две центральные струны ( валл. cyweirdant, byrdwn y cyweirdant ) настраивали в октаву на ноте «до», две нижние/правые ( валл. crasdant, byrdwn y crasdant ) — в октаву на ноте «ре», верхние/левые — аналогично на «соль» ( валл. llorfdant, byrdwn y llorfdant ) . Таким образом смычок мог извлекать два аккорда . Точная форма оригинального смычка неизвестна, видимо имелись региональные отличия .

История

Современная крота, копия инструмента XVIII столетия
Внешние видеофайлы
Произведение Cainc y Crythor Du
(Касс Мейриг)

Неизвестно, когда крота возникла, предположительно она сопровождала бардовские поэтические декламации уже в первом веке нашей эры . Первые образцы инструментов, аналогичных кроте, были известны в Европе ещё во время римского владычества .

Первое упоминание термина «крота» ( лат. crotta ) принадлежит франкскому поэту VI века Венанцию Фортунату :

Romanusque lyra, plaudet tibi barbarus harpa, graecus achilliaca, crotta britanna canat.

Ven. Fort. Carmina 7, 8, 63

Каких-либо уточнений технической специфики гимн Венанция не содержит.

Термин crwth впервые встречается в анонимном стихотворении XII века:

Я бард и арфист
Я на флейте и на кроте играю

Крота упомянута также в законах Хивела X века . Сохранились упоминания о том, что исполнители на кротах участвовали в эйстетводах 1176 и 1567 годов . Умение играть на кроте, арфе и флейте в Средние века и эпоху Ренессанса было обязательно для валлийской знати . Под названием «крит» ( ирл. cruit ) крота существовала в Ирландии , также имелась и английская разновидность .

Изначально у кроты не было грифа, а количество струн равнялось трём или четырём, на ней играли как на лире . В тёмные века , после X века, у кроты появился гриф и бурдонные струны, затем для игры стали использовать смычок . К XIII—XIV веку крота окончательно сформировалась и более не развивалась . Английские короли Эдуард I и Эдуард II любили слушать кроту, хотя уже в XIV веке больше половины придворных музыкантов были валлийцами . В Англии крота постепенно исчезла к XVI столетию , однако валлийские барды превратили её в статусный инструмент аналогично арфе .

После появления в Уэльсе скрипки (начало XVII века) крота начала терять популярность и в Уэльсе ; она не подходила для новой танцевальной музыки, для которой не требовались присущие кроте богатые полифонические аккорды, но обязателен был широкий звуковой диапазон . Прямо перед окончательным исчезновением крота привлекла интерес множества людей, заинтересованных в валлийских традициях. Крота была подробно описана и неоднократно зарисована, сохранилось четыре инструмента того времени . Наиболее старый из них — «Крут из Войласа» ( валл. Crwth y Foelas ) 1742 года . Бард подробно изучал кроту .

Точная дата, в которую прервалась исполнительская традиция, неизвестна, называют 1801, 1810 и 1827 годы, имея в виду смерть последних исполнителей .

Как и в случае с другими «историческими» инструментами , интерес к кроте в наше время возродился, современные музыканты и мастера-инструменталисты занялись её реконструкцией (Касс Мейриг, Роберт Эванс и другие) . В 2004 году вышел альбом Касс Мейриг Crwth , на котором она играет на кроте .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. , p. 92.
  5. , p. 348.
  6. .
  7. , p. 229.
  8. .
  9. , p. 14.
  10. .
  11. , p. 3.
  12. William H. Grattan Flood. (англ.) (1905). Дата обращения: 29 мая 2017. 26 августа 2016 года.
  13. , p. 302.
  14. (англ.) . Би-би-си . 27 января 2017 года.
  15. . Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано из 24 июля 2017 года.

Литература

  • // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 109. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 279. — 672 с.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — Стб. 64.
  • Толстоброва М. С. Крот // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. Москва, 2008, с.307-308.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • (англ.) . Encyclopædia Britannica (2017). Дата обращения: 29 мая 2017. (требуется подписка)
  • Crowest F.J. (англ.) . — C. Scribner's sons, 1896. — 396 p.
  • (англ.) . (2009). Дата обращения: 29 мая 2017.
  • Kinney P. (англ.) . — University of Wales Press, 2011. — 289 p. — ISBN 9780708323588 .
  • (англ.) . Clera music society. Дата обращения: 29 мая 2017.
  • Morris W.M. (англ.) . — R. Scott, 1920. — 318 p. — ISBN 9781455601554 .
  • Randel D.M. The Harvard Dictionary of Music (англ.) . — Belknap Press of Harvard University Press, 2003. — 978 p. — (Harvard University Press reference library). — ISBN 9780674011632 .
  • Wales // Garland Encyclopedia of World Music / Rice T.. — Taylor & Francis Group. Routledge, 2000. — Т. 8. Europe. — С. 348. — ISBN 0824060342 .
  • Bethan Miles and Robert Evans. . — Издательство Оксфордского университета . — (Grove Music Online). (требуется подписка) (цифровая копия статьи в New Grove Dictionary of Music , 2001)
  • Williams S. (англ.) . — Taylor&Francis, 2013. — 312 p. — (Focus on World Music Series). — ISBN 9781135204143 .
  • Andersson O. E. The bowed harp. New York, 1973.
  • Remnant M. English bowed instruments from Anglo-Saxon to Tudor times. Oxford, 1986.
Источник —

Same as Крота