Interested Article - Архилютня
- 2021-02-01
- 1
Архилютня — разновидность лютни , общий термин для обозначения лютней с дополнительной колковой коробкой на отдельной без ладовой шейке (либо продолжении основной шейки) . Имеет меньший размер, чем теорба , за счёт чего первые 1—2 струны настраивают не на октаву ниже, а в продолжение основным . Использовалась как солирующий инструмент, а также для basso continuo .
Термин итал. arciliuto появился в Италии до 1590 года, однако неясно, что именно он обозначал; известно лишь, что этот инструмент был в каком-то отношении «увеличен», вероятно, в длину . К 1620-м годам у некоторых архилютен появилась вторая колковая коробка по аналогии с теорбой, они стали называться итал. liuto attiorbato .
Наибольшей популярностью пользовалась в Риме . Архилютня оставалась популярна до конца XVIII века . За пределами Италии и Германии архилютни не получили широкого распространения, хотя они упоминаются во французских источниках и непродолжительное время были популярны в Англии около 1700 года .
История
приписывал себе создание архилютни и считал неприемлемым называть её liuto attiorbato , так как она не происходит от теорбы . До Пиччинини увеличение диапазона происходило за счёт удлинения корпуса, а он придумал удлинять шейку грифа . Вероятно, там была и вторая загнутая назад колковая коробка, либо единственная коробка модифицированного вида, но точно это неизвестно .
С конца XVII столетия архилютни стали больше по размеру и часто заменяли теорбу в качестве басового инструмента . Скорее всего, в этой роли на архилютне не играли аккордами . В Германии архилютни также предпочитали теорбе
Устройство
Ввиду большого количества струн у архилютни был широкий гриф, на одной половине которого находились лады, а на второй ладов не было — там находились басовые струны . У басовых струн была собственная колковая коробка . Пиччинини и Вайс предполагали, что звукоизвлечение из архилютни должно производиться ногтями правой руки .
До 1620-х годов у архилютни было до 11 хоров , из которых 4 или 5 находились на безладовой части грифа, в 1630-х обычными стали 6 или 7 струн на безладовом отрезке грифа в дополнение к обычным 7 . У небольших инструментов басовые струны были двойными, у крупных — одинарными . Так как у архилютни все струны настроены подряд, она имеет насыщенный звук в верхних частотах, тогда как теорбе эти ноты недоступны, что компенсируется глубоким звучанием в теноровом регистре .
Сохранившихся архилютни по размеру варьируют от альтов до крупных : у большинства струны имеют длину 58—59 или 66—67 см на основном грифе . Альтовые инструменты настраивали следующим образом: G′-A′-B′-C-D-E-F-G-A-d-g-b-e′-a′; тенора — немного ниже: F′-G′-A′-B′-C-D-E-F-G-c-f-a-d′-g′ .
Всего сохранилось десять оригинальных инструментов . В основном дошедшие до нас архилютни создал венецианский мастер в 1637—1649 годах, а сохранили их, по-видимому, из-за богатого декора .
Существует и другой вид архилютни, напоминающий теорбу дополнительным удлинённым грифом; у таких инструментов струны никогда не объединены в хоры .
-
Настройка архилютни
Репертуар
Музыку для архилютни в качестве солирующего инструмента писали Джованни Джироламо Капсбергер , , Пьетро Паоло Мелли, Алессандро Пиччинини и .
Архилютни также использовались в кантатах , операх , ораториях , аккомпанируя голосу, органу и , а также в инструментальных жанрах . В этих жанрах для них писали Мараццоли , Мадзокки , , Страделла , Корелли и Гендель . Гендель использовал архилютню в некоторых произведениях облигато , причём чаще всего в бемольных тональностях, тогда как в диезных играла теорба . Архилютнист создал несколько ораторий, где партия архилютни — облигато . Несколько произведений для архилютни написал Вивальди .
-
Гриф архилютни
-
Архилютня Маттео Селласа
-
Басовая архилютня 1725 года, мастер
Примечания
- ↑ .
- ↑ , Types.
- ↑ , p. 16.
- ↑ , Repertory.
- ↑ , p. 183.
- ↑ , p. 15.
- , p. 15—16.
- .
Литература
- Lynda Sayce. Archlute // Oxford Music Online. — Oxford University Press, 2001. (требуется подписка)
- Roland John Jackson. Archlute // . — New York: Routledge, 2005. — ISBN 978-0-415-94139-6 .
- . — 2nd ed., Rev. and expanded. — Bloomington: Indiana University Press, 2007. — (Publications of the Early Music Institute). — ISBN 978-0-253-34866-1 .
- (англ.) . Метрополитен-музей . Дата обращения: 4 августа 2020. 23 июля 2020 года.
- 2021-02-01
- 1