Interested Article - Крезь

Крезь удмуртский национальный струнный щипковый музыкальный инструмент , хордофон в виде гуслей .

Разновидности

Искусствоведы выделяют две разновидности инструмента: бытовой крезь ( удм. покчи крезь — малые гусли) и культовый крезь ( удм. быдӟым крезь — великие гусли) . Культовый крезь хранился в родовом святилище удмуртов (куале) и был обязательным атрибутом общественных молений. К игре на культовом крезе, сопровождавшей моления и выбор жрецов, допускали только мужчин. Бытовой крезь свободно располагался в жилищах удмуртов, использовался повседневно или во время праздников. На обычном крезе играли в основном женщины .

Существует предание, что культовый крезь изготавливался из древесины ели, повреждённой молнией .

Описание

Процесс изготовления крезя аналогичен распространённым в Поволжье способам производства гуслей у татар , чувашей и марийцев . Инструмент выполняется в форме полуовала, длина верхней деки составляет 700—1000 мм, высота — 350—500 мм. По краям дека имеет выступы в форме лапки утки или лебедя. Материалом для изготовления крезя служила ель, сосна, осина. Для изготовления отдельных деталей иногда использовали дуб, вяз и пихту. Доски вымачивались в горячей воде несколько раз и сушились до трёх лет, после чего шлифовались . Дека имела одно или несколько резонаторных отверстий в форме круга или полукруга, кленового листа, креста или прямоугольника. Если дека выполнялась не сплошной, а составной, то резонаторным отверстием могла служить щель между досками . Части корпуса склеивались, скреплялись деревянными штифтами и иногда поперечной планкой внутри корпуса .

На левой стороне верхней деки располагаются колки . Симметрично колкам на правой стороне располагается струнодержатель высотой 15—20 мм, традиционно выполнявшийся фигурным . Количество струн, первоначально изготавливавшихся из сухожилий , овечьих, бараньих или коровьих кишок, конского волоса, у бытового крезя достигало 15, у ритуального — 35. Некоторые экземпляры крезей (в основном культовых ) имели до 12 дополнительных струн внутри резонаторного ящика . Позднее появились металлические струны .

На крезе играли сидя, держа его на коленях в наклонном состоянии, горизонтально или стоя, подвешивая за шнур на шею . Мелодия извлекалась защипыванием одновременно двух струн большим и указательным пальцами правой руки. Левой рукой исполнялся аккомпанемент из двойных басовых нот .

Впервые крезь упоминается в исследованиях 1880-х годов В. С. Кошурникова и Б. Гаврилова . Культовый крезь был впервые обнаружен Ю. Вихманом у можгинских удмуртов в конце XIX века .

В 1989 году крезь был возрождён инструментоведом и педагогом, заслуженным деятелем искусств Удмуртии Кунгуровым С. Н. Он разработал разновидности инструмента: прима, альт, бас, а также реконструировал быдзым крезь, пыж-крезь, пукыч-крезь, кубыз, шулан .

Примечания

  1. , с. 256.
  2. , с. 420—421.
  3. , с. 18.
  4. , с. 17.
  5. , с. 420.
  6. , с. 421.
  7. , с. 266.

Литература

Источник —

Same as Крезь