Interested Article - Кассация (музыка)

Касса́ция ( итал. cassazione , нем. Kas­sation ) — ансамблевое инструментальное многочастное музыкальное произведение развлекательного характера, пользовавшееся популярностью в XVIII веке. В этот период образцы в этом жанре оставили многие известные и выдающиеся композиторы. Подобные пьесы близки по своему характеру к ансамблевой серенаде и дивертисменту , а также к ноктюрну и симфонии , другим бытовым, развлекательным произведениям XVIII века. Впоследствии кассация была вытеснена другими инструментальными жанрами, но эпизодически к ней обращались и позднее.

Этимология

Этимология названия неясна и спорна; по мнению исследователей имеет немецкое или итальянское происхождение, а также французское. В 1619 году немецкий теоретик музыки, композитор и органист Михаэль Преториус в своём трактате « Syntagma musicum » («Устройство музыки») применил в отношении серенады выражения Gassaren и Gassaten gehet (слоняться по улице). В «Музыкальном лексиконе» ( Musikalisches Lexikon ) немецкого музыковеда и композитора Генриха Кристофа Коха термин выводился из итальянского cassazione (в значении «выпустить», «отпустить», «освободить»), что связывало кассацию с «прощальной музыкой» ( Abschiedsmusik ). Герман Аберт также был среди тех, кто считал, что этот термин означает «прощальная музыка». Французские музыковеды Теодор де Визева и Мари Оливье Жорж дю Парк Пулам де Сен-Фуа в биографии Вольфганга Амадея Моцарта объясняли название при помощи французского casser — «разбить», «сломать», что, по их мнению, связано с возможностью произвольного порядка исполнения частей подобных произведений. По распространённой точке зрения кассацию связывают с немецким понятием gassaten gehen — «слоняться по улицам», «выступать на улице», «играть на ходу» . Валентина Холопова выводила термин из немецкого Kassation , от диалектного Gassation — серенада . В связи с тем, что подобные циклы часто содержали в своём составе марши (чаще всего в крайних частях), высказывались предположения о происхождении названия от итальянского cassa — барабан . Так, именно такое объяснение содержится в « Музыкальном словаре Римана », с указанием на то, что кассации часто звучали в сопровождении барабана .

История

Кассации получили наибольшее распространение в XVIII веке в германских, австрийских и чешских землях. Подобные пьесы имели развлекательный характер, многочастное непостоянное строение (тип сюиты ; как правило, крайние части представляли собой марши), были предназначены для исполнения на открытом воздухе или в камерной обстановке . Последнее обуславливало то, что в исполнительский ансамбль часто включались духовые инструменты. Многие признаки сближали кассацию с серенадой , дивертисментом , а также ноктюрном, симфонией, синонимом которых они часто являлись, а также некоторыми другими произведениями (« финальная музыка ») .

Портрет Йозефа Гайдна художника Джона Хопнера (1791). Австрийский композитор создал большое количество «кассаций» для баритона и струнных

Советский музыковед Борис Штейнпресс писал про бытовые ансамбли, имевшие распространение в XVIII веке: «Композиторы сочиняли серенады в виде серий пьес или сюит для струнных, духовых или смешанных инструментальных ансамблей или оркестров. Такими же сюитами были ноктюрн (ночная музыка) и кассация (также музыка на открытом воздухе). Все они, как и дивертисмент (род развлекательной, застольной музыки), нередко состояли из большого числа частей. Кассация нередко начиналась и заканчивалась маршем». Штейнпресс, как подтверждение популярности указанных жанров развлекательной музыки, указывает на то, что все они были представлены в творчестве Моцарта . Альфред Эйнштейн , в своей известной монографии «Моцарт. Личность. Творчество» посвятил главу «Дивертисмент, кассация, серенада» о соотношении указанных жанров в творческом наследии венского классика . Типичным примером данного жанра служит Cassation B-dur (1769) Моцарта для струнных с двумя гобоями и двумя валторнами ( K. 99/63a) , которая состоит из следующих частей: Marcia , Allegro molto , Andante , Menuetto , Andante , Menuetto , Allergo , а характерным окончанием пьесы служит повторение 1-й части ( Marcia da capo ) . Исполнение частей было вариабельно, а их количество могло включать до десяти: например, Kassation (K. 62a) Моцарта . Оркестровые кассации писали Йозеф Гайдн , Иоганн Михаэль Гайдн , Йозеф Хафенедер. Образцы ансамблевых кассаций, создаваемых чаще всего для камерных составов струнных или духовых инструментов, оставили: Иоганн Баптист Ванхаль , Антон Враницкий , Карл Диттерсдорф , Антонин Каммель и другие авторы . Особенно большое количество произведений под названием кассации принадлежит Йозефу Гайдну: 126 трио для баритона , скрипки (или альта) и виолончели, 25 дуэтов для баритона и скрипичных инструментов (скрипка, виолончель, альт, контрабас) .

Со временем кассация утратила популярность и была вытеснена другими инструментальными жанрами, но эпизодически к ней обращались и позднее. Так, финский композитор Ян Сибелиус создал Кассацию ( Cassazione ) для малого состава оркестра (Op. 6; 1904) . Иногда кассация упоминается в названиях произведений других композиторов XX века, например Риккардо Малипьеро , Малкольма Уильямсона ).

Примечания

  1. , с. 26.
  2. , стб. 738.
  3. (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 16 августа 2021. 16 августа 2021 года.
  4. , с. 69—70.
  5. , с. 59.
  6. , с. 342.
  7. , с. 196—214.
  8. (англ.) . Classical Net . Дата обращения: 16 августа 2021. 23 января 2009 года.
  9. , с. 28.
  10. , с. 29.
  11. , с. 30.
  12. , с. 143.
  13. (англ.) . Earsense chamberbase. Earbase.org . Дата обращения: 17 августа 2021. 17 августа 2021 года.
  14. Tim McDonald. (англ.) . the Guardian (4 марта 2003). Дата обращения: 17 августа 2021. 17 августа 2021 года.

Литература

  • Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус. — М. : Музгиз, 1963. — 172 с.
  • Бёрни, Чарльз. Музыкальные путешествия : дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии / Пер. с англ.; вступит. ст., ред. и примеч. С. Л. Гинзбурга. — Ленинград: Музыка, 1967. — 290 с.
  • Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка. Справочник. — М. : Музыка, 1974. — 143 с.
  • Штейнпресс Б. С. Популярный очерк истории музыки до XIX века. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1963. — 447 с.
  • Холопова В. Н. Кассация // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1974. — Стб. 738. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  • // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 281. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
  • Шакирьянова А. Кассация в австро-немецкой музыке XVIII века // Старинная музыка. — 2012. — № 3—4 (57—58) . — С. 26—32 . ( )
  • Шакирьянова А. А. . — М. : Пробел-2000, 2016. — 804 с. — ISBN 978-5-98604-576-4 . от 14 августа 2021 на Wayback Machine
  • Эйнштейн, Альфред. Моцарт. Личность. Творчество = Mozart. Sein Charakter. Sein Werk / Пер. с нем. под ред. Е. С. Чёрной. — М. : Музыка, 1977. — 454 с.
Источник —

Same as Кассация (музыка)