Эшман, Норберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́рберт Эли́ас ( нем. Norbert Elias ; 22 июня 1897 , Бреслау , Германская империя — 1 августа 1990 , Амстердам , Нидерланды ) — британский, изначально немецкий социолог еврейского происхождения. Особенно известен своей теорией цивилизации . Автор бестселлера «О процессе цивилизации» (Über den Prozess der Zivilisation) .
Родился в городе Бреслау (ныне Вроцлав) в прусской провинции Силезия , в семье Германа и Софии Элиас, единственным ребёнком в семье. Отец его был предпринимателем в текстильной промышленности .
Поступил в классическую гимназию в 1903 году. После получения аттестата зрелости ( абитурного свидетельства) в 1915 году записался добровольцем в германскую армию . Сначала был отправлен в качестве связиста на Восточный фронт , затем переведён на Западный . После нервного срыва в 1917 году признан непригодным к воинской службе и отправлен в Бреслау в качестве санитара . В тот же год поступил в университет Бреслау и начал изучать философию , психологию и медицину . По одному семестру в 1919 и 1920 годах отучился в университетах Гейдельберга (где посещал лекции Карла Ясперса и курс Генриха Риккерта ) и Фрайбурга (где посещал курс Эдмунда Гуссерля ). Он бросил занятия медициной в 1919, после сдачи переводного экзамена. Чтобы оплачивать своё обучение, после того как состояние его отца сократилось из-за гиперинфляции , в 1922 году устроился на работу главой отдела экспорта на местную фабрику скобяных изделий. В 1924 году защитил диссертацию, называвшуюся «Идея и индивид» («Idee und Individuum») под руководством Рихарда Хёнигсвальда , представителя неокантианства . Разочаровавшись в отсутствии социального аспекта в неокантианстве, что привело к разногласиям с научным руководителем, Элиас решил в будущем заняться социологией.
Во время жизни в Бреслау вплоть до 1925 года Элиас был вовлечён в германское сионистское движение и выступал как один из ведущих интеллектуалов в германско-еврейском молодёжном движении «Блау-Вайс». В эти годы он знакомится с другими молодыми сионистами, такими как Эрих Фромм , Лео Штраусс , Лео Лёвенталь и Гершом Шолем . В 1925 году Элиас переезжает в Гейдельберг, где Альфред Вебер берёт его в качестве претендента на хабилитацию в проект по теме становления современной науки, названный «Значение флорентийского общества и культуры в становлении науки». В 1930 году Элиас, не имея перспектив, решает покинуть проект и устраивается ассистентом Карла Маннгейма в университет Франкфурта . Однако после прихода нацистов к власти в начале 1933 года социологический институт Маннгейма был вынужден закрыться. Уже готовая докторская диссертация, называвшаяся «Придворное общество» так никогда и не была формально защищена, и будет опубликована лишь в 1969 году. В 1933 году Элиас бежит от нацистов в Париж. Его престарелые родители остались в Бреслау; отец умрёт там в 1940 году, а мать была депортирована в Аушвиц , где, вероятно, погибла в 1941 году.
В течение двух лет в Париже Элиас работал как независимый учёный, получив грант от амстердамского фонда Steunfonds Foundation. В 1935 году он переезжает в Великобританию , где работает над своей монографией «О процессе цивилизации» вплоть до 1939 года, теперь получая грант от Еврейского комитета по делам беженцев. В 1939 году Элиас перебирается в Лондон. Там он встретился со своим бывшим научным руководителем Маннгеймом в Лондонской школе экономики , где получает позицию старшего научного сотрудника. В 1940 году Лондонскую школу экономики эвакуируют в Кембридж , а когда вторжение германских войск в Великобританию кажется неминуемым, Элиаса интернируют на восемь месяцев в лагеря в Ливерпуле и на острове Мэн , поскольку он является выходцем из Германии, то есть потенциально неблагонадёжным. За время интернирования в концентрационном лагере Элиас организует лекции по политике и ставит написанную им самим пьесу «Баллада о бедном Якове» (опубликована в 1987 году).
После того как его освободили из лагеря в 1941 году, он возвращается в Кембридж. До конца войны работает на британскую разведку , выискивая нацистов среди германских военнопленных (см. его эссе «Слом цивилизации»). Элиас ведёт вечерние занятия для ассоциации рабочего образования (для взрослых), а затем вечерние курсы по социологии, психологии, экономике и экономической истории в университете Лестера. Он также время от времени даёт лекции в разных ВУЗах. В сотрудничестве со своим другом по Франкфурту, психоаналитиком З. Г. Фуксом, разрабатывает теоретическую базу для Группового анализа, важной школы терапии, и является сооснователем Общества Группового анализа в 1952 году. Он сам также обучался и работал групповым терапевтом.
В 1954 году в возрасте 57 лет он наконец получает свою первую постоянную академическую должность в университетском колледже Лестера , который вскоре стал университетом Лестера , в качестве преподавателя социологии. Вместе со своим другом Ильёй Нойштадтом он сделал большой вклад в развитие университетского факультета социологии, который стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных факультетов в Великобритании. Однако учёный чувствовал, что его идеи не находят отклика. Положение усугубляло то, что за время его работы в Великобритании ни одна из его книг не была переведена на английский — не только из-за непонимания значения его идей, но и из-за общего упадка внимания социологов к истории. Он уволился в 1962 году, однако продолжил обучать аспирантов в Лестере до середины 1970-х гг. Среди ставших впоследствии известными социологов, обучавшихся и работавших в Лестере, были Джон Голдторп, Энтони Гидденс , Мартин Элброу, Шейла Аллен, Джо и Олив Бэнкс, Ричард Браун, Мэри Макинтош, Никос Музелис, Сэми Зубайда и Кит Хопкинс . Студентами факультета являлись Джон Элридж, Крис Роджек, Пол Хирст, Грэм Саламан и Брайан Уилсон.
С 1962 по 1964 год Элиас работал профессором социологии в университете Ганы в Легоне, пригороде Аккры . В 1960-е годы его главные труды, написанные ещё в 1930-х гг., стали постепенно приобретать признание в Германии и Нидерландах. После возвращения в Европу в 1965 году он был приглашённым профессором в различных германских и голландских университетах, а с 1977 года обосновался в Амстердаме. В том же году он удостоился фестшрифта (соред. , и Йохан Гудсблом ) . Его репутация и популярность резко возросли после публикации в 1969 году монографии «О процессе цивилизации». С 1978 по 1984 год он работал в Центре междисциплинарных исследований в Билефельдском университете . Элиас стал первым одновременным лауреатом премии Теодора Адорно (1977) и Европейской премии Амальфи за социологию и социальные науки (1987). В 1983 году он стал инициатором создания фонда имени Норберта Элиаса. Этот фонд занимался проведением конференций, распространением идей своего создателя, а также ставил перед собою цель - давать возможность молодым учёным высказывать свои идеи и теории. Фонд стал наследником социолога, продолжая популяризировать его идеи после его смерти. Поскольку всю свою жизнь учёный посвятил науке, он так и не завёл семью. Помимо своей социологической работы Элиас занимался поэзией.
Умер Элиас у себя дома в Амстердаме 1 августа 1990 года.
Социологическая концепция Элиаса строится на понятии фигураций , введённое им в научный оборот. Фигурации — это социальные процессы и структуры, цепочки взаимосвязей, в которых люди взаимодействуют друг с другом. То есть в отличие от многих других социологов Элиас говорит о форме взаимодействия, а не только о процессе. Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик в определённом историческом периоде и обществе. Фигурация состоит из нескольких уровней: макроуровень, то есть правила в обществе, и микроуровень, то есть индивидуальное поведении людей. Фигурационная социология изучает, как складывается та или иная фигурация, как происходит процесс смены фигураций. Главным отличием фигураций от, например, структур Толкотта Парсонса , с которым Элиас заочно полемизирует, является отсутствие статичности, то есть фигурация — это в некотором роде процесс.
Для Элиаса в историческом процессе основную роль играло культурное развитие, а не экономическое, и культура была главным объектом его исследований. В этом аспекте он расходится с Карлом Поланьи и с Карлом Марксом . Тем не менее Элиас считал, что без понимания идей марксизма невозможно развивать современную социологию. Он соглашался также и с идеей слитности развития общества и личности. Но оригинальность его вклада заключается в создании исторически обоснованной теории общества с использованием параметров, которые до этого не считались определяющими.
Его наиболее известная работа «О процессе цивилизации» является примером фигурационной социологии. В ней рассматривается постепенное становление и развитие цивилизации в средневековой Европе. Элиас полагал, что этот метод можно применить, чтобы понять универсальные закономерности развития общества вплоть до новейшего времени.
В этой книге Элиас показывает, что на ранних стадиях развития цивилизации люди могли существовать, будучи мало зависимы друг от друга. Но со временем разделение труда и конкуренция привели к тому, что традиционное общество начало меняться, а различия между людьми усиливались. Теперь человек уже не мог полагаться только сам на себя, но стал зависимым от окружающих его людей. Происходило постепенное удлинение и усложнение цепочек взаимозависимости людей. Что, в свою очередь, повлекло за собой существенное изменение в социальном строе. В Новое время происходит постепенный переход государственного строя к абсолютным монархиям . Происходит это по разным причинам, одной из которых является изменение военного дела в связи с изобретением пороха . Конница , бывшая самым сильным военным подразделением, начинает терять свою актуальность. Так как коня мог позволить себе содержать далеко не каждый, а лишь относительно богатые, вассалы зачастую могли сохранять определённую независимость от монарха. С появлением огнестрельного оружия начинается упадок феодального строя. Концентрация власти, то есть монополии на применение насилия , в руках монарха, приводит к тому, что для получения ресурсов надо бороться за близость к телу. При этом если до формирования королевского двора люди должны были заботиться в основном о том, чтобы избежать прямого насилия, то теперь появляется необходимость обращать внимание на опасности, которые раньше были менее значительными. Придворные и приближённые вынуждены строже себя контролировать, то есть следить за проявлением своих эмоций . Так возникает этикет . Политика, борьба за ресурс, за власть теперь делается не только силовыми методами, не на полях сражений, но в кулуарах .
Анализируя конкретные примеры, такие как поведение за столом, в спальне и т. д., Элиас пришёл к выводу об изменении «порога стыдливости». То, что было раньше вполне естественным и не осуждалось, например, прилюдные отправления нужды , со временем стало причиной возникновения чувства стыда . Причиной всех этих изменений было постепенное изменений фигураций, то есть увеличивающееся количество взаимосвязей между людьми приводило к наложению запретов на импульсивные проявления человеческой природы. Первоначально такого рода запреты появлялись в высших слоях общества. Со временем разбогатевшая буржуазия начинает воспринимать повадки и этикет аристократии , что обусловлено модой и заложено в её циклах. Таким образом, процесс цивилизации по Элиасу есть постепенное увеличение самоконтроля, самоограничений с одной стороны, с возрастанием зависимости от социальной действительности, с другой, так как цепочки взаимосвязей усложняются. Как и Макс Вебер , Элиас видел главную особенность Западной цивилизации в этом культе самоконтроля, но находил его истоки не в протестантской этике буржуазии , но в придворном аристократизме, откуда он в свою очередь распространялся в других классах и сословиях. Так, через изменение фигураций происходят социальные изменения. Такие смены фигураций Элиас называл «рывками» в процессе цивилизации. Развитие цивилизации, по Элиасу, представляет собой движение как вперед, так и назад, оно характеризуется как стартами, так и остановками и децивилизационными процессами.
Смена фигураций в процессе цивилизации — одновременное изменение поведения людей, их образа мыслей, и изменение социального строя. То есть изменения хабитуса индивидов и социальные изменения — это единый взаимосвязанный процесс. Концепция Элиаса стала отчасти продолжением и развитием идей таких выдающихся немецких социологов начала 20 в. как Макс Вебер и Вернер Зомбарт . Она также во многом перекликается с трудами французских историков школы «Анналов» и стала во многом предвестием работ Мишеля Фуко по истории сексуальности. Благодаря Элиасу началось изучение исторической роли аристократии, ранее считавшейся паразитарной социальной стратой. Также Элиасом был сделан вклад в изучение телесности, норм поведения, связанных с естественными жизненными процессами.
Уязвимыми для критики оказываются многие стороны теории Элиаса. Например, тезис о превращении внешнего принуждения в самопринуждение остаётся неясным моментом. Стивен Уайт критикует теорию Элиаса с исторической точки зрения . Ведь Элиас рассматривает процесс цивилизации на примере Франции , хотя многие формы этикета возникли именно в Италии , где не существовало абсолютной монархии, и уже оттуда экспортировались во Францию. Более того, Италия оставалась феодально раздробленной вплоть до конца 19 века. Схожим образом и в Японии , несмотря на разрушение абсолютной власти монарха, и отсутствие королевского двора, культура и этикет развивались и усложнялись на протяжении всей истории. В рамках психоаналитического подхода недостатком является то, что из трех психоаналитических инстанций («оно», «я» и «сверх-я»), он сохраняет «оно» и «сверх-я», но практически не говорит о «я», оказывающимся эпифеноменом социального взаимодействия. Швейцарский антрополог Х.-П. Дюрр опубликовал четыре тома под общим заглавием «Миф о процессе цивилизации», в которых указывал на ошибки теории Элиаса. С другой стороной теория Элиаса подверглась со стороны постколониальной теории, ведь концепция процесса цивилизации может создавать точку зрения «сверху вниз» на тех, кто не соответствует европейским стандартам этикета.