Моцарт, Анна Мария
- 1 year ago
- 0
- 0
В период с 1769 по 1773 годы молодой Вольфганг Амадей Моцарт и его отец Леопольд Моцарт совершили три путешествия в Италию . Первый визит в страну продлился 15 месяцев и оплачивался за счёт выступлений для знати и публичными концертами, и проходил в самых важных итальянских городах. Вторая и третья поездки были в Милан , где Вольфганг заканчивал свои оперы , которые у него заказали в его первый визит. С точки зрения музыкального развития Вольфганга, путешествия прошли с большим успехом. Его таланты были отмечены почётными званиями, в том числе папским рыцарством и членством в ведущих филармонических обществах .
Леопольд Моцарт с 1747 года работал музыкантом при дворе Зальцбургского архиепископства , став в 1763 году заместителем Капельмейстера , а также посвятил много времени музыкальному образованию Вольфганга и старшей сестры Амадея — Марии Анны , которую близкие по-семейному называли Наннерль. Он взял их с собой в тур по Европе между 1764 и 1766 годами, и провёл 1767 и 1768 годы в столице Габсбургской монархии — Вене . Детские спектакли покорили зрителей, и пара произвела значительное впечатление на Европейское общество. К 1769 году Мария Анна достигла совершеннолетия, а Леопольд решил продолжать музыкальное образование 13-летнего сына Вольфганга в Италии.
Во время первых гастролей спектакли Вольфганга были хорошо восприняты, а его композиторские качества привлекли Моцарту заказы на написание трёх опер для миланского оперного театра Teatro Regio Ducal. Он познакомился со многими ведущими музыкантами Италии, в том числе с известным теоретиком и композитором Джованни Баттиста Мартини , под руководством которого он учился в итальянском городе Болонья . Леопольд также надеялся, что Вольфганг, а возможно, и он сам, получит престижное положение в Габсбургиском дворе. Эта цель стала более важной, поскольку продвижение Леопольда в Зальцбурге стало менее вероятным, но его настойчивые усилия по обеспечению занятости вызвали недовольство императорского двора, что исключало какие-либо шансы на успех. Таким образом, путешествие закончилось не триумфальным возвращением, а разочарованием.
В ноябре 1766 года семья Моцарта вернулась в Зальцбург после трёх с половиной летнего семейного турне по главным городам северной Европы, в начале которого Вольфгангу было семь лет, а Марии Анне — двенадцать. В ходе этого тура были выполнены цели Леопольда продемонстрировать таланты детей в мире и продвинуть свое музыкальное образование. Пребывание в Вене, начавшееся в 1767 году, оказалось менее счастливым, поскольку произошла вспышка оспы, приведшая к смерти эрцгерцогини Марии Йозефы Австрийской , что помешало детям выступать при императорском дворе и вынудило семью искать убежище в Богемии . Они вернулись в Вену в январе 1768 года, но к тому времени дети уже не были достаточно молоды, чтобы вызвать сенсацию на их публичных концертах . Леопольд поссорился с придворным импресарио Джузеппе Аффлигио и навредил его отношениям с придворным композитором Кристофом Виллибальдом Глюком из-за чрезмерного желания обеспечить исполнение первой оперы Вольфганга « Притворная простушка » . Как следствие, при дворе он приобрел репутацию за назойливость .
После возвращения в Зальцбург в январе 1769 года Леопольд посчитал, что образование 18-летней Марии Анны должно было быть практически закончено, и он сосредоточил свои усилия на Вольфганге . Он решил взять мальчика с собой в Италию, которая в свои дообъединительные дни была собранием государств, с Неаполитанским Королевством на юге . На протяжении более двух столетий Италия была источником инноваций в музыкальном стиле, домом церковной музыки и, прежде всего, колыбелью оперы . По мнению Леопольда, Вольфгангу нужно было из первых рук впитывать музыку Венеции , Неаполя и Рима , чтобы подготовиться к будущим заказам из оперных театров Европы . Леопольд хотел, чтобы Вольфганг полностью погрузился в итальянский язык, познакомился с церковной музыкой высочайшего качества и расширил свои связи, знакомясь с влиятельными людьми . Была также возможность, как для Вольфганга, так и для Леопольда, закрепления позиций в Северо-итальянских Габсбургских дворах . Имея в виду эти приоритеты, Леопольд решил, что Мария Анна и её мать должны остаться дома, однако у членов семьи это вызвало возмущение, но решение имело экономический и практический смысл .
За несколько месяцев до их отъезда Вольфганг плодотворно работал, получив благосклонность архиепископа Зигмунда Кристофа фон Шраттенбаха, который, как работодатель Леопольда, должен был дать разрешение на поездку. Разрешение на поездку вместе с подарком в 600 флоринов , были предоставлены в октябре . Вольфгангу было присвоено почётное звание Концертмейстера (придворного музыканта), с намёком на то, что по возвращении на эту должность он заслужит зарплату .
13 декабря 1769 Леопольд и Вольфганг покинули Зальцбург, захватив отзывы и письма, надеясь, что они сгладят их дорогу. Среди наиболее важных писем было введение графа Карла Джозефа Фирмиана, описываемого как «Король Милана», влиятельного и культурного покровителя искусств. Его поддержка будет иметь жизненно важное значение для успеха всего итальянского тура .
Первой точкой назначения был австрийский город Инсбрук , затем Моцарты отправились до перевала Бреннер на границе с Италией. Далее они продолжили путь через Больцано и Роверето и достигли Вероны и Мантуи , после чего повернули на запад в сторону Милана. Финансовые планы Леопольда на поездку были в целом такими же, как и для большого тура семьи — расходы на проезд и проживание должен был перекрыть доход с концертных выступлений. Это 560-километровое зимнее путешествие в Милан заняло трудные и неприятные шесть недель с погодой, заставляющей делать продолжительные остановки . Леопольд в своих письмах родным жаловался на неотапливаемые гостиничные номера: „... замерзая как собака, всё, к чему я прикасаюсь — лёд“ . Первые доходы от концертов были скромными. По словам Леопольда, расходы составляли около 50 флоринов в неделю . После того, как Леопольд неразумно хвастался прибылью от большого тура, он стал более осторожен в раскрытии финансовых деталей. Он стремился подчеркнуть свои расходы и минимизировать свои доходы , писав, например: „... В целом мы не будем делать многое в Италии ... нужно вообще признавать восхищение и «браво» как оплату“ .
Самая длинная остановка длилась две недели, проведённые в Вероне, где пресса похвалила концерт Вольфганга 5 января 1770 года . Отец с сыном посетили выступление Пьетро Алессандро Гульельми , которое Вольфганг пренебрежительно описал в своём письме для Марии Анны . Также местный художник Саверио Далла Роза написал портрет Амадея . Следующая остановка была в Мантуе, где Вольфганг дал концерт в Академии филармоники с концертной программой, предназначенной для проверки его способностей в исполнении « с листа » (без предварительной подготовки), и импровизации . В Мантуе они потерпели оскорбление от принца Мишеля из рода Турн-и-Таксис , который сообщил им через своего слугу, что у него нет желания с ними встречаться . А граф Арко, чья семья являлась членами Зальцбургского двора, наоборот, принял их тепло .
23 января Моцарты прибыли в Милан и нашли комфортное жильё в монастыре Сан-Марко, неподалёку от дворца графа Фирмиана . Пока они ждали встречи с графом, они посетили театр оперы имени Никколо Пиччинни . Фирмиан в конце концов гостеприимно встретил Моцартов, представив Вольфгангу полное издание произведений Пьетро Метастазио , ведущего драматического писателя и либреттиста Италии . Фирмиан также организовал серию концертов, на которых присутствовали многие известные деятели города, в том числе Карл Фердинанд , возможный будущий покровитель молодого композитора . Они были приняты настолько тепло, что Фирмиан поручил Вольфгангу написать оперу для открытия следующего зимнего карнавала в Милане . Вольфганг получит гонорар в размере около 500 флоринов и бесплатное жильё во время написания и репетиции . Моцарты покинули Милан 15 марта, направляясь на юг страны, ближе к Флоренции и Риму , пообещав вернуться осенью и взять с собой свежие рекомендательные письма от Фирмиана .
До этого момента в туре Вольфганг, кажется, написал довольно мало композиции. Концерт в Мантуи включал в себя много импровизации, но не так много собственной музыки Вольфганга. Единственными определёнными композициями этого этапа тура являются арии, написанные для последнего концерта Фирмиана, который заключил с ним контракт на написание карнавальной оперы. Это были Se tutti i mali miei , Misero me , и Ah più tremar ... .
Первая остановка по пути на юг была в Лоди , где Вольфганг завершил свой первый струнный квартет . После нескольких дней в Парме Моцарты направились в Болонью, «центр мастеров, художников и ученых», как его описывал Леопольд . Письмо Моцартам от Фирмиана познакомило их с графом Паллавичини-Центуриони, ведущим меценатом , который организовал концерт для местной знати в своём дворце. Среди гостей был Джованни Баттиста, ведущий музыкальный теоретик своего времени . Мартини принял молодого композитора на обучение и практиковал с ним упражнения в фуге . С оглядкой на перспективы Вольфганга во дворах Европы, Леопольд стремился к взаимодействию с великим мастером, но времени было немного, поэтому он организовал возвращение в Болонью летом для длительного обучения . Моцарты отправилась в Болонью 29 марта, взяв письма от графа Паллавичини, которые могли бы расчистить путь в аудиторию с папой Климентом XIV в Риме . Прежде чем они уехали, они познакомились с чешским композитором Йозефом Мысливечеком . Позднее, в 1770 году, Вольфганг использовал оперу Мысливечка в качестве источника мотивов для собственной оперы Митридат, царь Понтийский и различных симфоний. В более широком смысле, это положило начало тесной связи между Мысливечком и семьёй Моцартов, которая продолжалась до 1778 года. Вольфганг неоднократно использовал его работы в качестве образцов композиционного стиля .
На следующий день они прибыли во Флоренцию, где по рекомендации Паллавичини в палаццо Питти познакомились с великим герцогом и будущим императором Леопольдом II . Во Флоренции они встретились со скрипачом Пьетро Нардини , с которым познакомились в начале своего большого турне по Европе . Нардини и Вольфганг провели совместное выступление на вечернем концерте во дворце герцога . Вольфганг также познакомился с , английским вундеркиндом и учеником Нардини. Эти двое сформировали тесную дружбу, создавая музыку и играя „вместе не как мальчики, а как мужчины“, как заметил Леопольд . Роберт Гутман писал, что „меланхолия Томаса последовала за учителем Моцартов, когда они уехали в Рим 6 апреля“. Мальчики никогда больше не встречались. Линли, после короткой карьеры композитора и скрипача, погиб в лодочной аварии в 1778 году в возрасте 22 лет .
После пяти дней трудного путешествия через ветер и дождь, ночуя в неуютных трактирах, описанных как «отвратительные, грязные и лишенные пищи», они добрались до Рима . Письма Паллавичини вскоре сделали своё дело и дали Моцартам встречу с родственником графа Лазаро Опизио Кардиналом Паллавичино, принцем Сан-Анджело и Карлом Эдуардом Стюартом , известным как Красавчик принц Чарли, претендентом на трон Англии . Моцарты посетили Сикстинскую капеллу , где Вольфганг услышал, а затем записал по памяти знаменитый Miserere , сложное хоровое произведение из девяти частей, которое не было опубликовано. На фоне этой деятельности Вольфганг усердно сочинял новые произведения .
После четырех недель работы Моцарты отправились в Неаполь. Путешественники на маршруте через Понтийские болота часто подвергались преследованиям со стороны разбойников , поэтому Леопольду пришлось организовать конвой из четырёх карет . Они прибыли в Неаполь 14 мая. Вооруженные своими рекомендательными письмами, Моцарты вскоре обратились к премьер-министру Бернардо Тануччи и Уильяму Гамильтону , послу Великобритании , с которым они были знакомы из Лондона . Они дали концерт 28 мая, который принёс около 750 флоринов (Леопольд не раскрыл точную сумму) , и присутствовали на концерте Никколо Йоммелли в оперном театре Сан-Карло . Вольфганг был впечатлён и музыкой, и спектаклем, хотя чувствовал, что он „слишком старомоден и серьёзен для театра“ . Моцарту предложили написать оперу на следующий сезон в Сан-Карло, но он отказался из-за приверженности к Милану . Когда никаких повесток для выступлений при королевском дворе не было, Леопольд в конце концов решил покинуть Неаполь, посетив перед отъездом вулкан Везувий , города Геркуланум и Помпеи , а также отдохнув в римских банях. 25 июня они отправились в Рим .
Леопольд и Моцарт совершили быструю 27-часовую обратную поездку в Рим. В процессе поездки Леопольд получил травму ноги, которая беспокоила его в течение нескольких месяцев . Вольфганг получил аудиенцию у папы римского и стал кавалером ордена Золотой шпоры . Из Рима они направились к знаменитому паломническому месту — Святой хижине в Лорето , а позже направились по прибрежной дороге в Римини , однако их защищали военные, потому что дорога подвергалась нападениям пиратов-мародёров . После Римини они достигли Болонью 20 июля .
Приоритетом Леопольда было дать отдых повреждённой ноге. Вольфганг в это время сочинил короткий менуэт . Согласно переписке Леопольда, композитор Йозеф Мысливечек был частым гостем в доме Моцартов во время их пребывания в Болонье. Музыковед Даниэль Фриман считает, что подход Моцарта к сочинению арий кардинально изменился в это время, приведя его стиль в более близкое соответствие с Мышливечским .
10 августа Леопольд и Вольфганг поселились в роскошной летней резиденции графа Паллавичини и оставались там в течение семи недель, в то время как нога Леопольда постепенно заживала, и Вольфганг работал над речитативами своего произведения «Митридат» . В начале октября, когда Леопольд более или менее поправился, они вернулись в Болонью. 9 октября он прошел экзамен на членство в Болонской Филармонической Академии , предложив в качестве тестового образца антифон «Quaerite primum regnum» . По словам Роберта Гутмана, при обычных обстоятельствах «барахтающаяся» попытка Вольфганга в этой незнакомой полифонической форме не получила бы серьёзного рассмотрения, однако его поддерживал Мартини, и предложил исправления, и, вероятно, также заплатил вступительный взнос. Членство Вольфганга было должным образом одобрено, и вскоре Моцарты отправились в Милан .
Путешествие из Болоньи в Милан откладывалось из-за штормов и наводнений, но Леопольд и его сын прибыли 18 октября в Милан, за десять недель до первого выступления. Пальцы Вольфганга болели от написания речитативов , и он ни в коем случае он не мог приступать к работе над ариями, пока перед ним не будут присутствовать певцы, сотрудничество с основными исполнителями было обычаем для композиторов того времени . По мере того как певцы собирались, возникали проблемы. Квирино Гаспарини, композитор более ранней версии «Митридата», пытался убедить примадонну Антонию Бернаскони использовать свои настройки для её арий, но потерпел неудачу. Леопольд писал: „Слава Богу, что мы разгромили врага“ .
Репетиции начались 6 декабря. Мастерство Вольфганга в итальянском стиле было раскрыто по мере практики, а прогон инструментальной партитуры показал его профессионализм . Леопольд писал в своих письмах домой: „Очень многое из этого начинания, да будет благословен Бог, благополучно закончилось, и, слава Богу, еще раз с честью! “ 26 декабря в Миланском большом оперном театре Вольфганг поставил первое публичное представление. Амадей по этому случаю надел алое пальто , обшитое синей подкладкой, окаймлённое золотом . Повод был триумфальным: зрители требовали на бис и в заключение плакали, крича «Evviva il maestro!» (Да здравствует мастер!) . Миланская газета похвалила работу: „Молодой маэстро ди капелла, которому ещё нет пятнадцати лет, изучает красоты природы и представляет их, украшенные редчайшими музыкальными грациями “. Записей о дальнейших выступлениях с «Митридатом», до возрождения «Митридата» в Зальцбурге в 1971 году, нет .
Выполнив свое главное обязательство по первой поездке в Италию, Вольфганг дал концерт во дворце Фирмиана 4 января 1771 года. Через несколько дней пришли новости, что Вольфгангу было предоставлено членство в Филармонической Академии Вероны. 14 января они отправились на две недели в Турин , где познакомились со многими ведущими итальянскими музыкантами: выдающимся скрипачом Гаэтано Пуньяни , его 15-летним учеником Джованни Баттистом Виотти и композитором Джованни Паизиелло , чью опера «Annibale in Torino» в Турине Леопольд объявил великолепной. Они вернулись в Милан на прощальный обед с Фирмианом перед отъездом в Зальцбург 4 февраля .
На обратном пути в Зальцбург Леопольд и Вольфганг на некоторое время останавливались в Венеции, к по пути в Брешию , чтобы посмотреть оперу-буффа . Находясь в Венеции, Леопольд использовал свои рекомендательные письма, чтобы встретиться с дворянами и договориться о контракте с Вольфгангом на написание оперы для театра Сан-Бенедетто . Вольфганг провёл несколько концертов и, возможно, играл в зданиях бывших детских домов, которые стали уважаемыми музыкальными академиями . Моцартов щедро приняли, но Леопольд оказался недоволен. „Отец как будто тень задрал.“ — написал в своей статье венский корреспондент .
Покинув Венецию 12 марта, Моцарты отправились в Падую , где во время просмотра местных достопримечательностей дон Джузеппе Сименс заказал у Вольфганга написание оратории для города .