Джон Булл (паровоз)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эта страница —
эссе
о Википедии.
|
Эффект «паровоза» в обсуждениях возникает нечасто, но, поскольку он разрушителен для атмосферы проекта, несёт моральный и репутационный вред участникам и в конечном итоге негативно сказывается на контенте, его нельзя допускать.
Эффект паровоза связан с резким переходом обсуждения от позитивного ключа к негативному и чаще всего возникает во второй половине периода, отведённого на обсуждение, ближе к его концу. Целью обсуждения, как правило, является принятие некоего решения о соответствии: статьи определённым критериям (от простой возможности существования до «избранности»), кандидатуры участника на право использования технического флага и т. п.
Обсуждение протекает очень позитивно, номинатора или кандидата хвалят, вспоминают прошлые заслуги, раздают авансы. Адресат от похвал размяк, вопрос ему видится уже решённым, и ничто не предвещает катастрофической развязки.
Внезапно к веренице зелёных вагончиков пристраивается красный. Кто-то из участников нашёл убийственный аргумент «против». Удивительно, как это раньше никто не разглядел, что итог не может, не должен быть положительным! Некоторые из высказавшихся тут же вычёркивают себя из списка «за», кое-кто даже перемещается в секцию «против». «Паровоз» прирастает всё новыми и новыми красными «вагонами»: номинация неожиданно вызывает интерес среди участников, которым она до сих пор была глубоко безразлична, и все они, естественно, высказываются «против». Эти участники ищут и успешно находят целый ворох новых недостатков, а если таких найти по каким-то причинам им не удаётся, старательно педалируют уже найденный, усугубляя его каждым новым высказыванием.
Очень скоро оценки становятся беспощадными, они даже могут выйти за пределы обсуждаемой темы (участнику не просто «нельзя доверить флаг администратора» , ему «и в патрулирующие рано» ) и этических норм ( «придется пересматривать весь его вклад, там наверняка полно такого же барахла» ). «Паровоз», который вёз участника к новой вершине, неожиданно переехал его самого. Участник полностью деморализован, разочарован в проекте, в сообществе, а может быть, и в самом себе. Участник тут же принимает решение о прекращении работы над проектом. Даже если позже он пересмотрит это решение, его отношение к проекту и коллегам уже никогда не будет прежним. Участник получил тяжёлую «производственную травму», которая ещё очень долго будет сказываться на его работе: на желании вносить новый вклад, желании «выкладываться» до конца, желании искать признание в качестве автора или метапедиста. И эта потеря для проекта может стать не единственной.
По всей видимости, эффект обусловлен разницей в восприятии хода номинации со стороны главного её действующего лица (основной автор, номинатор, кандидат — далее « протагонист ») и остальными участниками обсуждения. Если для последних номинация это статичный механизм, что-то вроде детских качелей, то для протагониста это движение к цели с попутным и встречным потоками.
При обнаружении «фатального несоответствия» обсуждающие не просто сообщают о нём, а стремятся, как минимум, выровнять доску на качелях — по всем параметрам: по количеству аргументов, по их качеству и «весу», наконец, по числу высказавшихся участников. А чем скомпенсировать абсолютно корректное высказывание: «Давно наблюдаю за вкладом участника, каждый раз с нетерпением жду его новых работ; уверен, что в этот раз у него есть все шансы стать „автором года“» ? Только чем-нибудь таким: «Ну всё понятно, теперь придётся всё переписывать не только здесь, наверняка он и в остальные статьи напихал безграмотных измышлений. Кстати, а где снимают статус со „статей года“» ? И не беда, что без подробного обоснования это чистое нарушение ВП:НО — справедливость ведь важнее, выровнять баланс важнее! Да и санкций, скорее всего, не будет — ведь тогда придётся применять их ещё к двоим, которые плечом к плечу рядом стоят.
Протагонист воспринимает происходящее совершенно иначе. Он «летит» к победе, уровень поддержки — опять же по всем параметрам — это его «скорость». И вдруг ему лоб в лоб точно с такой же скоростью идёт совокупный ниспровергатель. Скорости складываются, по сути, удваиваются. Если номинация проходила взвешенно, протагонист чувствует лишь лёгкую тряску, если же его сильно разогнали на первом участке, удар может оказаться фатальным.
Отсюда следует важный вывод: ответственность за эффект лежит в том числе и на участниках, неумеренно восхваляющих номинатора (номинанта) , без учёта возможных, но ещё не выявленных его ошибок, от которых никто не застрахован. Обнаружение такой ошибки приводит бомбу в действие, но заложена она была гораздо раньше.
И всё же судьба номинатора (номинанта), в первую очередь, в руках его критиков-«ниспровергателей» . Именно от их действий зависит, насколько мягким и плавным будет необходимое «торможение». Вовремя сориентироваться тут не так просто, соблазн уравновесить качели как можно быстрее, моментально — очень велик, и это совершенно естественная реакция. К этому стремлению могут примешиваться и другие, либо само оно может иметь разные оттенки:
Борьба сторонних участников с «паровозом» полностью в пределах правил и традиций доброжелательности, по всей видимости, практически невозможна, независимо от прав и статуса участника.
Дело в том, что события развиваются стремительно, и в них втягиваются всё новые комментаторы. Адресные предупреждения за конкретные, уже совершённые в адрес протагониста выпады не останавливают вновь прибывающих, поскольку обращены не к ним.
Адресаты предупреждений и увещеваний не видят проблематичности в своих действиях (ещё бы, несоответствие-то есть!), завязывается длительная дискуссия двух-трёх участников, которая не производит никакого впечатления на прибывающие «красные вагоны».
В лучшем случае вновь прибывшие будут несколько более сдержаны, но например, объяснить, что не нужно в этой ситуации присоединяться к обсуждению просто «за компанию», или, что даже если есть новые валидные аргументы, то подать их лучше не сейчас, а через хотя бы через пару часов, а лучше завтра — уже решительно невозможно, и «состав» всё равно не остановится.
Единственное, что может остановить «состав» — срыв «стоп-крана», что-то, что произведёт впечатление на новых комментаторов, что заставит их, взвесив все «за» и «против», счесть за лучшее «не связываться» или хотя бы просто переключит внимание — новый инцидент. Это может быть окрик, угроза словом или действием, либо само действие — блокировка наиболее рьяного критика (которую потом сочтут поспешной и неоптимальной, а то и некорректной), либо, в отсутствие такой возможности, срочная заявка в АК (с «недостаточным доарбитражным урегулированием») с оповещением на странице конфликта. Любое из этих действий сопряжено с эмоциональными издержками для всех затронутых участников, а для решившегося на них — ещё и с серьёзными репутационными издержками. Поэтому наилучшим средством борьбы с эффектом «паровоза» является его недопущение .
Избежать данного конфликта очень легко, если соблюдать простые рекомендации:
УДАЧНЫХ ВАМ НОМИНАЦИЙ В КОНСТРУКТИВНОЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ!
сюда можно добавлять ссылки на обсуждения, иллюстрирующие эссе