Из угла проводится линия до середины противоположной стороны.
Строим окружность, используя точку пересечения в качестве центра окружности, а в качестве радиуса используем полученный отрезок.
Продолжаем противоположную сторону до пересечения с окружностью.
Связь с правильными многоугольниками и многогранниками
Отличительной особенностью фигуры является то, что после удаления
квадрата
оставшаяся часть остаётся золотым
прямоугольником
, сохраняя то же самое
. Удаление квадратов можно продолжать бесконечно, при этом соответствующие углы квадратов образуют бесконечную последовательность точек на
золотой спирали
, единственной
логарифмической спирали
с этим свойством.
Другое построение золотого прямоугольника использует три правильных многоугольника, вписанных в одинаковые окружности —
десятиугольник
,
шестиугольник
и
пятиугольник
. Соответствующие длины сторон
a
,
b
и
c
этих трёх многоугольников удовлетворяют равенству
a
2
+
b
2
=
c
2
, так что отрезки с этими длинами образуют
(согласно
теореме Пифагора
). Отношение длины стороны шестиугольника к длине стороны десятиугольника равно золотому сечению, так что треугольник образует половину золотого прямоугольника
.
Выпуклая оболочка
двух противоположных рёбер правильного
икосаэдра
образует золотой прямоугольник. Двенадцать вершин икосаэдра можно разбить на три взаимно перпендикулярных золотых прямоугольника, границы которых образуют
кольца Борромео
.
Приложения
Согласно популяризатору астрофизики и математики
Марио Ливио
, после публикации книги
Пачоли
«
Божественная пропорция
»
в 1509 году
, когда золотая пропорция стала известна художникам без излишней математики
, многие художники и архитекторы были очарованы золотым сечением, и оно принято ими как эстетически приятное. Пропорции золотого прямоугольника были известны и до публикации Пачоли
в традиционных системах
пропорционирования
архитектурных сооружений, в частности в «египетской системе диагоналей». Такие архитектурные шедевры, как
Парфенон
в
Афинах
или
Альгамбра
в
Гранаде
явно использовали пропорции золотого прямоугольника.
Аналогичное построение использовал в 1940-х годах французский архитектор-модернист Ле Корюзье в собственной системе пропорционирования «
Модулор
» и российский архитектор-теоретик И. П. Шмелёв при анализе пропорций древних сооружений.
Вилла Штейн
(1927) архитектора
Ле Корбюзье
в
Гарше
в горизонтальном плане, в профиле и во внутренних структурах использует близкие к золотому прямоугольнику пропорции
.
Флаг Того
разработан с пропорциями, близкими к золотому прямоугольнику
.
Pacioli, Luca.
De divina proportione
, Luca Paganinem de Paganinus de Brescia (Antonio Capella) 1509, Venice.
.
.
, с. 320.
(неопр.)
.
FOTW.us
. Flags Of The World. Дата обращения: 9 июня 2007.
7 июня 2007 года.
Литература
Edward B. Burger, Michael P. Starbird.
The Heart of Mathematics: An Invitation to Effective Thinking. — Springer, 2005. —
ISBN 9781931914413
.
Mario Livio.
The Golden Ratio: The Story of Phi, The World's Most Astonishing Number. — New York: Broadway Books, 2002. —
ISBN 0-7679-0815-5
.
Audrey M. Van Mersbergen.
Rhetorical Prototypes in Architecture: Measuring the Acropolis with a Philosophical Polemic // Communication Quarterly. — 1998. —
Т. 46
.
'Golden Rectangle' has a ratio of the length of its sides equal to 1:1.61803+. The Parthenon is of these dimensions.
Le Corbusier.
The Modulor. —
С. 35
.
, как цитировано у Падована
Richard Padovan.
Proportion: Science, Philosophy, Architecture. — Taylor & Francis, 1999. — С. 320. —
ISBN 0-419-22780-6
.
: "Both the paintings and the architectural designs make use of the golden section".