Мона́рхия
(
лат.
De Monarchia
) — трактат об идеальном общественно-политическом устройстве, написанный
Данте Алигьери
на латинском языке в 1312—1313 годах (Пиза).
Краткая характеристика и жанр
«Монархия» Данте адресована в отличие от его ранних работ не столько итальянскому, сколько общеевропейскому читателю. В этом произведении Данте полемизирует с деятелями церкви, яростно отстаивавшими принципы
теократии
, поэтому Данте пишет этот трактат на латинском языке, причём ссылки на Библию в нём преобладают над ссылками на Аристотеля и античных поэтов (по сравнению с дантовским
«Пиром»
) и обращается к
теологии
и схоластической методике доказательств. Жанр этого трактата Данте приближается к
утопии
. «Монархия» состоит из трёх частей: в первой — 14 глав, во второй — 11, в третьей — 15
.
Идеология «Монархии»
«Монархия» была написана Данте в 1312—1313 годах, в разгар политических событий, вызванных походом в Италию германского императора
Генриха VII Люксембургского
. Данте настаивает в трактате на разделении церкви и государства. Он осуждает так называемый
дар Константина
, то есть власть папы римского над значительной частью Центральной Италии, будто бы дарованную ему первым христианским императором. Константин, по воззрению Данте, не имел права дробить свои владения, а римский первосвященник не должен был принимать земные богатства, если они не предназначались для помощи нищим и убогим. Данте утверждал, что светская власть не должна быть подчинена духовной
.
Главные и доминирующие идеи «Монархии» — идея преемственности власти римских императоров германской нации от древних римских императоров, идея союза «двух мечей», то есть двух властей — духовной и светской. При этом Данте пропагандирует всемирную просвещенную монархию в противовес идее всеобщего и полного господства церкви («Монархия», III, 16 [15])
. В «Монархии» утверждается положение, что император получает власть не от папы, а непосредственно от Бога
и поэтому император — это единственный законный властитель всего мира
.
«Монархия» Данте — утопия этическая. В этом аспекте она близка
гуманизму Возрождения
. Вселенская монархия, воплощающая в себе единство человечества, обладает у Данте гносеологическими функциями: она необходима для того, чтобы человек мог познать действительность и преобразовать её по предначертанному Богом и Природой пути. Такая трактовка монархии позволяет вникнуть в дантовское понимание свободы, которое предполагает новую гуманистическую концепцию. Опираясь на Аристотеля, Данте формулирует свой главный принцип: человек — цель, что тождественно для Данте положению: цель человека — человечество и человечность (любовь к ближнему). По мнению Данте, этот принцип в полной мере может быть воплощен только во вселенском монархе, выступающем как образ всего объединенного человечества. Дантовская концепция всемирной монархии не исключала существования отдельных королевств, княжеств и вольных городов, но абсолютно отрицала феодальную иерархию. Установление непосредственной взаимосвязи человека и монарха, с одной стороны, утверждало равенство всех перед государем, а с другой — превращало малых правителей в слуг не монарха, а народа: «…не граждане существуют ради консулов и не народ ради царя, а, наоборот, консулы ради граждан, и царь ради народа» («Монархия», I, 12 [10])
Аргументы в защиту монархии
Тезисы в защиту
всемирной монархии
, обеспечивающей всеобщий мир.
Отвечая на первый вопрос — необходима ли монархия для благосостояния мира, — Данте приводит ряд философских доводов в ее защиту.
-
Он исходит из того, что любая совместная жизнь людей как разумных существ — будь то семья, поселение, город или королевство — предполагает, что кто-то один должен управлять всеми. Он основывает свое доказательство на тезисе Аристотеля: когда множество упорядочивается в единство, необходимо, чтобы нечто одно регулировало или управляло, а прочее регулировалось или управлялось. Поселение — более высокая общность, следующая за семьей, за ним следует город, за городом — королевство, за королевством — весь человеческий род. Если весь человеческий род упорядочивается в нечто единое, то должно быть одно упорядочивающее начало, и оно должно называться монархом или императором. Данте приводит поговорку тех времен, применявшуюся как злое пожелание: «Пусть у тебя в доме будет тебе равный».
-
Человечество есть некое целое, состоящее из частей, и некая часть относительно целого. Оно есть целое по отношению к отдельным королевствам и народам; оно есть часть по отношению ко всей Вселенной, управляемой ее главой (каковою является Бог и монарх). Рассуждая в категориях части и целого, Данте приходит к тому же выводу, что монархия необходима миру для его благосостояния.
-
Человеческий род тогда достигает совершенства, когда он наиболее уподобляется Богу; следовательно, как единый Бог владычествует во всей Вселенной, так и род человеческий должен быть устроен по образцу этого единства.
-
Всюду, где может возникнуть раздор, должен быть и суд. Правители, между которыми возникают раздоры, также должны быть подчинены кому-то третьему, с более широкими полномочиями, главенствующему над обоими в пределах своего права. Поэтому необходим монарх или император как первый и высший судья, чье суждение предупреждает все раздоры.
-
Мир лучше всего устроен, если высшую силу в нем имеет справедливость. Справедливость имеет высшую силу лишь при монархе, который в наибольшей степени стремится к добру, так как ему нечего желать для себя. У него также больше силы для осуществления своей цели и больше любви к людям, ибо ему близок весь человеческий род.
-
Человеческий род оказывается в наилучшем состоянии, когда он совершенно свободен. Но люди, живущие под властью монарха, наиболее свободны. Монарх всемирного государства ограждает свободу провинций и городов от тиранов, защищает законность и справедливость, обеспечивает вечный мир на земле. Ибо в монархии правитель существует для граждан, а не граждане для монарха.
-
Монарх не имеет никаких поводов к
алчности
, которая искажает правильное суждение и является помехой
справедливости
.
-
Во всемирном государстве, которое проектирует Данте, действует принцип автономности в законодательстве, а также сохраняются местные обычаи. Данте обращается к «Никомаховой этике» Аристотеля, где рекомендуется внимание к «духу законов». Для реализации этого принципа также необходима монархия. Данте пишет, что народы, королевства и города имеют свои особенности, которые надлежит регулировать разными законами. Различным образом должны быть управляемы скифы, живущие в холодном климате, страдающие от неравенства дня и ночи, и люди, обитающие на экваторе, где день равен ночи, но люди страдают от чрезвычайно знойного воздуха. Но человеческий род, в соответствии со своими общими чертами, должен управляться монархом и общим для всех правилом приводиться к миру. Это правило, или общий закон, отдельные правители должны получать от монарха.
-
Весь человеческий род упорядочивается во что-то единое, и наилучшее его состояние зависит от единства воли всех. Но «воля всех не может быть единой, если нет единого правителя, чья воля способна быть госпожой и руководительницей всех прочих». Стало быть, нужен единый правитель для всех — монарх или император.
В 1329 году книга была осуждена католической церковью
, а в 1564 году книга занесена в
Индекс запрещенных книг
.
Издания
Первое издание, опубликованное Джованни Опорино, вышло в свет в 1559 году (Базель)
.
Комментарии
-
См. комментарий М. Лозинского к строкам 55-56, Песнь XXXIV, Ад
Примечания
-
Голенищев-Кутузов И. Н.
,
Хлодовский Р. И.
// Литература Италии : Литература XIII-XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. —
М.
: Наука, 1985. — Т. 3. — С.
58
из 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994).
-
Данте Алигьери.
.
25 сентября 2017 года.
-
↑
Голенищев-Кутузов И. Н.
. — Москва, 1968. — С. 419-447.
22 мая 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 24 сентября 2017.
11 августа 2017 года.
-
↑
Голенищев-Кутузов И. Н.
, Хлодовский Р. И.
// Литература Италии : Литература XIII-XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. —
М.
: Наука, 1985. — Т. 3. — С.
59
из 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994).
-
Александр Доброхотов.
. — С. 6 из 74.
25 сентября 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 25 сентября 2017.
25 сентября 2017 года.