Interested Article - Нораванк

Нораванк ( арм. Նորավանք , в переводе с армянского «новый монастырь») — армянский монастырский комплекс, построенный в XIII—XIV веках в 122 км от Еревана , на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа близ села Арени . Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу — название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII—XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями — прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор .

В 1996 году Нораванк рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История

Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII—начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик . Крепостные монастырские стены были построены в XVII—XVIII веках.

Церковь Сурб Аствацацин

Церковь Сурб Аствацацин, 1339 год, общий вид

Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известная под названием Буртелашен — «построенная Буртелом» (в честь финансировавшего строительные работы князя Буртела Орбеляна), расположена под углом к церкви Св. Карапета и её притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году , считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика . Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырёхскатная крыша, но в 1997 году были отреставрированы барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты. На первом этаже были устроены искусно выполненные усыпальницы Буртела и его семьи. Узкие ступени с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус — к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом — изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла.

Буртелашен — это высокохудожественный памятник погребальных сооружений башенного типа, которые строились в первые годы после принятия христианства в Армении. Это церковь поминовения усопших. Прямоугольный первый этаж служил семейной усыпальницей, а крестообразный второй — поминальным храмом, который был увенчан ротондой из нескольких колонн.

Храм Буртелашен — архитектурная доминанта Нораванка. Оригинальная трехъярусная композиция здания выстроена по принципу увеличивающейся высоты ярусов и сочетает утяжеленное основание с разделенной серединой и полуоткрытым верхним ярусом. Соответственно, декоративное убранство церкви выполнено сдержаннее в нижней части здания и наряднее наверху. В качестве внутреннего убранства здесь использованы колонны, небольшие арки, карнизные перевязи в форме крестов различных очертаний, медальоны, наличники окон и дверей.

Западный вход украшен с особым великолепием. Важную роль здесь играют консольные лестницы с профилированными стыками, ведущие на второй этаж. Двери обрамлены широкими прямоугольными наличниками с уступами в верхней части, колоннами, перевязями и самым изысканным, геометрически правильным и разнообразным орнаментом. Между внешним наличником и арочным обрамлением отверстий можно увидеть изображения голубей и сирен с женскими венценосными головами. Подобные геральдические барельефы широко использовались в армянской живописи XIV века, а ещё раньше — в архитектуре, миниатюрах и прикладном искусстве для декорирования различных сосудов и чаш. Дверные тимпаны украшены горельефами: на нижнем этаже на них изображена Пресвятая Дева с Младенцем Христом и Архангелами Гавриилом и Михаилом, а на верхнем этаже — фигуры Апостолов Петра и Павла. В отличие от барельефов в молельне Нораванка, эти горельефы выгравированы на гладкой поверхности, что делает их ещё более независимыми. Фигуры отличаются пластичностью форм, мягкой лепкой и акцентированием некоторых деталей одежды.

На трех колоннах в западной части ротонды изображены основатели Буртелашена. На барельефе видны фигуры Пресвятой Девы с Младенцем, а также силуэты двух стоящих людей в богатой одежде, один из которых держит в руках макет храма.

Церковь Сурб Карапет

Внешний вид главной церкви комплекса Св. Карапет, 1216—1227 годы

Вторая церковь монастырского комплекса — Святого Карапета — крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырёх углах. Церковь была построена в 1216—1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением.

Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден ещё одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы.

К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. Иначе этот притвор называется «гавит». Стоит обратить внимание на знаменитый резной орнамент над внешней перемычкой входной двери. В церкви размещается усыпальница князя Смбата Орбеляна. По всей вероятности, первоначально перекрытие зала опиралось на четыре колонны, которые затем были разрушены землетрясением 1321 года. После землетрясения была сооружена новая крыша — в форме огромного каменного шатра с горизонтальными перегородками наподобие деревянных кровель сельского типа хазарашен, что отличает эту постройку от других памятников армянской архитектуры этого периода. Четыре ряда консолей на потолке образуют сталактитовые своды с квадратным световым отверстием в центре перекрытия. Широкие перекрытия, выступающие над полуколоннами, глубокие ниши с хачкарами и низкий потолок в форме шатра, почти лишенный убранства, делают слабо освещенный интерьер довольно мрачным.

Внешнее убранство сосредоточено в основном на западном фасаде, где расположен вход в здание. Обрамленный двумя рядами орнамента в виде трилистника и надписями, полукруглый тимпан двери украшен орнаментом и изображением Пресвятой Девы, сидящей на простом, сельском ковре с Младенцем в окружении двух Святых. В орнаменте также просматриваются крупные буквы, увитые побегами с листьями и цветами. Богородица сидит с Младенцем на восточный манер. Заметен и рисунок ковра со свисающими кисточками. Нужно отметить, что в сюникских храмах XVII—XVIII веков был широко распространен культ Богородицы. Она изображалась на барельефах, и Ей были посвящены многие церкви.

Стрельчатый тимпан однотипного окна над дверью украшен уникальным барельефом с изображением Бога Отца с большими миндалевидными глазами. Правой рукой Он благословляет Распятие, а левой держит голову Адама с парящим над ней голубем, символизирующим Святого Духа. В правом углу тимпана — голубь-серафим, а пространство между ним и фигурой Отца заполнено письменами.

Часовня Сурб Григор

Боковая часовня Святого Григория была пристроена к северной стене церкви Святого Карапета в 1275 году. В ней также установлены гробницы семьи Орбелянов, в том числе великолепная надгробная плита с резным изображением человека-льва, датированная 1300 годом. Ею накрыта усыпальница Эликума, сына князя Тарсаича Орбеляна. Это скромное прямоугольное сооружение с полукруглым алтарем и сводчатым потолком, который подпирается арочными стенами. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а апсида алтаря окружена хачкарами и изображениями голубей на барельефах.

Хачкары

В комплексе сохранилось несколько хачкаров . Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году. Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара — изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы.

См. также

Примечания

  1. Нораванк // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. . Дата обращения: 7 июля 2011. 17 октября 2011 года.

Источники

  • , by O. Khalpakhchian, published in Moscow by Iskusstvo Publishers in 1980.
  • , by Brady Kiesling and Raffi Kojian, published online and printed in 2005.

Ссылки

Источник —

Same as Нораванк