Вальтер Гропиус — внучатый племянник известного архитектора
Мартина Гропиуса
. Его родителями были
Вальтер Гропиус
, который в своё время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и
Манон Гропиус
, урождённая
Шарнвебер
. В 1903 году Вальтер Гропиус поступил учиться на архитектора в
Мюнхенский технический университет
.
В 1907 году Гропиус приступил к работе в мастерской
Петера Беренса
, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы:
Людвиг Мис ван дер Роэ
и
Ле Корбюзье
. В 1910 году, после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование,
обои
, серийную
мебель
, автокузова и
тепловоз
. Его первой значительной архитектурной работой стало здание
в
Альфельд-на-Лайне
, которую он проектировал вместе с
Адольфом Мейером
. Это здание стало отправной точкой в его архитектурной деятельности, считается ключевым образцом архитектуры раннего модернизма
. В 1920-е годы это направление в архитектуре было определено понятием «
Новое строительство
» (
Neues Bauen
) и «
Новая вещественность
» (
«Neue Sachlichkeit»
).
Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (
Deutsches Werkbund
), проходившей в 1914 году в
Кёльне
, Гропиус с Мейером вместе строят «Образцовую фабрику» (
Musterfabrik
), которая позже также оказала значительное влияние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее, в 1920-х годах, стали популярным художественным элементом у
Эриха Мендельcона
в его универсальных магазинах.
Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с
Феликсом Ауэрбахом
, профессором физики в
Йенском университете
, где он спроектировал и построил для четы Ауэрбах жилой дом.
Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым.
Вальтер Гропиус
После
Первой мировой войны
Гропиус становится основателем
Баухауза
. Школа Баухауз (Государственный дом строительства) была образована в
Веймаре
в 1919 году в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной
Хенри ван де Велде
Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя Хенри ван де Велде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в
Веймаре
до 1926 года и после этого в
Дессау
. В 1928 году он передает пост швейцарскому градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим причинам в 1930 году
Людвиг Мис ван дер Роэ
управлял Баухаузом вплоть до его закрытия в 1933 году. Ориентируясь на концепцию функционализма Гропиус, тем не менее, рассматривал объект как форму выражения внутренней идеи
.
С 1926 года Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок
Дессау-Тёртен
(в 1926—1931),
Даммершток
(в 1928—1929), жилой квартал в берлинском районе
(1929/30 годы) и проекте «Береговая застройка
озера Ванзе
» в Берлине 1930/1931 гг
В 1946 году Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (Graduate Center der Harvard University in Cambridge) (1949/50 годы); среди гарвардских учеников Гропиуса — плодовитый
Йео Минь Пей
.
В последние годы жизни Гропиус возвращается в
Западный Берлин
, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе
Ганзафиртель
в 1957 году в рамках строительной выставки «
Интербау
» (
нем.
Interbau
). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего
модерна
. В 1963 году Гропиус удостаивается звания почётного доктора
Свободного университета Берлина
.
В 1910 году Вальтер Гропиус познакомился с
Альмой Малер
, в то время супругой композитора
Густава Малера
. После смерти композитора, в 1915 году, Гропиус и Альма поженились. В этом браке в 1916 году родилась дочь
Манон
. Брак расторгнут в 1920 году.
В 1923 году Гропиус женился на журналистке Ильзе Фран.
Проект выставочного помещения Объединённых мастерских по изобразительному и прикладному искусству (Берлин), 1913
Проекты оформления спальных железнодорожных вагонов нового типа, выпускаемых на заводах Кёнигсберга, и легковых автомобилей для автомобильной фирмы в Кёльне, 1913
Проекты жилых и фабричных зданий в Виттенберге, Франкфурте-на-Майне,
Позене
, Вене, Берлине и
Померании
(всё в соавторстве с А. Мейером), 1913
Административно-фабричный корпус и зал для машин «Образцовой фабрики» для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий в Кёльне (в соавторстве с А. Мейером), 1914
Фабричные, торговые и общественные сооружения в Померании, 1914
Дом Баумфельда в Берлине (проект в соавторстве с А. Мейером; строительство совместно с учениками Баухауса), 1919
Проектирование рядовой застройки жилыми домами в районе Сименсштадт под Берлином, 1929—1930
Оформление павильона немецкого Веркбунда в Париже, 1929—1930
Проект оформления легкового автомобиля «Адлер», 1929—1930
Конкурсные проекты зданий театра для Харькова и Дворца Советов для Москвы, 1930
Частная архитектурная практика в Лондоне (в соавторстве с М. Фрайем), 1934—1937
Собственный дом в Линкольне, Массачусетс, 1937
Packaged House System zusammen mit Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941—1943
Корпус для аспирантов в Гарвардском университете (в соавторстве с Брауном, Лайфордом и Фробесом), 1948—1950
ряд проектов мебели для австрийской фирмы «Тонет», 1950
Проекты зданий «Бостон-центра» в Бостоне и офиса МакКормик в Чикаго, 1953
Wohnhaus Stichweh, Hannover, 1952—1953
Проекты зданий начальных школ для штата Массачусетс, 1954—1959
9-и этажный жилой дом для выставки «Интербау» в Западном Берлине (совместно с «ТАС» и В. Эбертом)
Проектирование и строительство комплекса
Багдадского университета
(совместно с «ТАС» и Р. МакМилланом), 1957
Pan-Am-Wolkenkratzer in Manhattan, 1957/59
Planung der Gropiusstadt im damaligen West-Berlin, с 1960 (позже изменено)
Здание посольства США в Афинах, 1956—1961
Проект здания «Монико» на площади Пикадилли в Лондоне, 1961
Фарфоровый завод Розенталь (
нем.
Porzellanfabrik Rosenthal
) в Ротбюль, Сельбе, 1965
или «Стеклянный собор» (
нем.
«Glaskathedrale»
) (официально: Thomas Glaswerk), 1968
Отели Porto Carras Meliton and Sithonia, спроектированы в 1967-68 гг. для курорта Porto Carras Grand Resort, Греция, п-ов Халкидики. Строительство велось после смерти Гропиуса его учеником; начато в 1973, завершено в 1979—1980 годы.
Теоретические работы
Гропиус В. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально-художественной культуры). — под ред. В. И. Тасалова. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.
Gropius W. The New Architecture and the Bauhaus, London, Faber and Faber, 1935. — 112 p.
Gropius W. Scope of Total Architecture. New York. Harper and Bros, 1955. — 155 p.
В разделе «Основные даты жизни и творчества В. Гропиуса», приведённом в кн. «В. Гропиус. Границы архитектуры. — М.: Искусство, 1971», указана другая последовательность учёбы В. Гропиуса: 1903—1904 — Берлин, 1904—1907 — Мюнхен.
Pieper J. Das Fagus-Werk; Prinzipien und Elemente historischer Baukunst im Gründungsbau der Moderne. Aachen: Geymüller Verlag für Architektur, 2016,
ISBN 978-3-943164-11-4
.
Гропиус В. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально-художественной культуры). — под ред. В. И. Тасалова. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.
Васильева Е.
Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры. — 2016. —
№ 4 (25)
. —
С. 72—80
.
Литература
. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
Тасалов В. «Тотальная архитектура» — утопия или реальность? // Гропиус В. Границы архитектуры. М.: «Искусство», 1971. c. 8 — 70.
Шукурова А. «Синий всадник» в Баухаузе // Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г.;
ISBN 5-274-00198-X
.
Müller U. Raum, Bewegung und Zeit im Werk von Walter Gropius und Ludwig Mies van der Rohe. Akademie-Verlag, Berlin 2004,
ISBN 3-05-004059-9
.
Pieper J. Das Fagus-Werk; Prinzipien und Elemente historischer Baukunst im Gründungsbau der Moderne. Aachen: Geymüller Verlag für Architektur, 2016,
ISBN 978-3-943164-11-4
.
Reginald I. Walter Gropius. Der Mensch und sein Werk. Gebrüder Mann. Berlin, 1983,
ISBN 3-7861-1372-6
.
Reginald I. Walter Gropius: An illustrated Biography of the Creator of the Bauhaus. Berlin: Bulfinch Press, 1991.
ISBN 0-8212-1753-4
.