Мадемуазель Мушкетёр
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадемуазе́ль Ла Фонте́н или де Ла Фонтен ( фр. Mlle Fontaine; La Fontaine; de La Fontaine ; 1655, Париж — 1738, Париж ) — французская танцовщица , самая первая профессиональная женщина- балерина .
Балет , зародившийся из мужского занятия — фехтования, считался исключительно мужским видом представлений, а женские роли исполнялись юношами и молодыми мужчинами ; женщины-танцовщицы появились лишь во второй половине 17 столетия. Считается, что самой первой стала француженка мадемуазель Ла Фонтен . Это была первая женщина, которая упомянута в хрониках как профессиональная танцовщица.
Родилась в Париже в 1655 году . О первой половине её жизни ничего не известно . Её имя до настоящего времени не сохранилось — по французской традиции официального представления обозначалась только фамилия с формой обращения, употребление имени долгое время применялось только между близкими людьми, официально же — считалось невежливым и сродни амикошонству.
Слава мадемуазель Ла Фонтен началась весной 1681 года на сцене Парижской Оперы спектаклем «Триумф любви» ( Le Triomphe de l’Amour ) на музыку композитора Люлли , где впервые все женские роли исполняли женщины ; именно тогда м-ль Ла Фонтен выступила в сольном танце как профессиональная балерина, что стало огромным новшеством времени . За четыре месяца до того, 21 января 1681 г. это представление, хореографами и главными исполнителями которого выступили Пьер Бошан и Луи Пекур , состоялось в замке Сен-Жермен при дворе Людовика XIV и королевы, в нем принимали участие как профессиональные танцоры, так и вельможи двора, в том числе королевская семья , а лишь затем оно было перенесено на публику.
Энциклопедия « Британника » отмечает, что м-ль Ла Фонтен также работала в других постановках на этой сцене: «Persée», «Amadis», «Didon», «Le Temple de la paix» . Называются и другие постановки с её участием: «Phaéton» (1683, хореограф Пьер Бошам) и «Acis et Galatée» (1686, хореограф П.Бошам) .
Это было время, когда балет как вид искусства только зарождался, и ни о какой балетной технике и речи быть не могло, поскольку её еще не существовало. Движения танцоров были скованы обязательными тяжелыми длиннополыми костюмами, а само женское исполнение считалось вспомогательным, основная роль в балете конца 17 века все равно отводилась мужскому танцу. Тем не менее её выходы даже в небольших ролях, полные изящества и грациозности, покоряли зрителей, которые в течение двадцати лет её работы в Парижской Опере называли её «королевой танца» — reine de la danse .
После завершения карьеры в 1693 году м-ль Ла Фонтен удалилась в монастырь .
Скончалась в 1738 году в Париже.
Портрет Делафонтен с обозначением года её дебюта ( ) работы художника Гюстава Буланже располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.