Interested Article - Хромой бес (балет)

«Хромой бес» — балет в трёх актах, поставленный для прима-балерины Парижской оперы Фанни Эльслер . В основу балета положен одноимённый роман классика французской литературы XVIII века Алена Рене Лесажа , — хотя, за исключением нескольких мотивов, балет имеет скорее самостоятельный сюжет.

Либретто написал молодой писатель и драматург Эдмон Бюра́-де-Гюржи́ , музыку — большой знаток испанских национальных мелодий , постановкой танцев и режиссурой занимался один из опытнейших балетмейстеров того времени — Жан Кора́лли .

В эпоху безраздельного господства на театральных подмостках водевиля балет закономерно содержал в себе его характерные черты, являясь по существу динамичной комедией положений . В первом акте действие происходит на маскараде, а в третьем — на ярмарке, что давало исключительный простор художнику по костюмам и позволяло произвести большое впечатление красками и формами. Во втором акте сцена представляла собой копию зрительного зала, — актёры выступали перед зрителями, сидящими «в театре» в глубине сцены, спиной к зрителям настоящим. Эта «зеркальная» находка произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Премьера прошла 1 июня 1836 года и имела головокружительный успех. Кульминацией балета стал номер, построенный на движениях в ритме испанского национального танца качуча , — уже вполне известного во Франции, но, благодаря грациозности Эльслер, получившего как бы второе рождение. Сохранилось даже несколько картин, гравюр и фарфоровых статуэток того времени, изображающих Эльслер с кастаньетами , исполняющей этот номер .

...Она выходит вперед в баскском национальном костюме из розового атласа, с черными кружевными воланами ; расширяющаяся книзу юбка облегает бедра; осиная талия красиво изгибается, а на корсаже сверкает алмазная пряжка; гладкая, как мрамор, ножка просвечивает сквозь тонкую паутинку шелкового чулка, а крошечная ступня готова пуститься в пляс с первыми звуками музыки. Как она очаровательна со своим большим гребнем и розой в волосах, горящими очами и сияющей улыбкой! В розовых её пальцах звенят кастаньеты. Вот она делает первый шаг — раздается звон кастаньет; звук этот — словно гроздья ритма. Как она гибка! как стройна! сколько огня! сколько страсти! сколько пыла! Подняв трепетные руки и склонив голову, она прогибается назад так, что белые плечи её почти касаются пола. Сколько очарования в этом движении! Кажется, будто в эту руку, почти касающуюся полосы рампы, она собирает все желания и весь энтузиазм зала! Мы видели Роситу Диес, Лолу и лучших танцо́вщиц Мадрида, Севильи, Кадикса, Гренады; мы видели альбесинских цыганок; но ничто не может сравниться с этой качучей в исполнении Фанни Эльслер!

( Теофиль Готье , «Хромой бес», статья-рецензия, 1845, пер. с франц. В. А. Мильчиной )

Сюжет

Действующие лица (в порядке появления) :

  • Дон Клеофас Самбульо — бедный студент из университета в Алькале
  • Пахита — «простая манола» (испанская )
  • Флоринда — «самая модная танцовщица Мадрида»
  • Дон Жиль — испанский дворянин, поклонник Флоринды и ухажёр Доротеи
  • Доротея — молодая вдова
  • Капитан Белласпада — испанский офицер, поклонник Флоринды, брат Доротеи
  • Асмодей — хромоногий карлик, потустороннее существо, бес

Место действия : Мадрид , XVIII век

или

Известные постановки

  • 3 июля 1839 в Большом (Каменном) театре отредактированный балет « Хромой колдун » был представлен в С.-Петербурге. Премьера состоялась в ходе празднований по случаю бракосочетания царевны Марии и герцога Наполеона-Богарне . Балетмейстер А. Титюс воспользовался отсутствием в Петербурге Марии Тальони и поставил лучший балет её соперницы — своей ученицы Эльслер. Роль Флоринды исполняла Луиза Круазет. В балете участвовали также балерины Андреянова , Смирнова , Телешова , танцоры Фредерик , Флёри и Смирнов . За удачную постановку балетмейстер получил в поощрение от Императора бриллиантовый перстень с гранатом .
  • 16 октября 1843 в Большом театре в Москве. Бенефис московской примы Санковской : «Асмодей, или Хромой колдун» — музыка А. Гировеца, хореография Т. Герино.
  • Осень 1849, возобновление постановки 1843. Бенефис примы И. Матиас, исполнявшей роль Флоринды .
  • В 1979 французский хореограф Пьер Лакотт , известный своими «реконструкциями» исторических постановок, восстановил несколько фрагментов из «Хромого беса» и включил их в концертную балетную программу «Вечер старинной хореографии». В том же году он представлял эту программу в Мариинском театре . С тех пор качуча Флоринды из «Хромого беса» стала появляться в репертуаре различных балерин, преимущественно исполняясь в концертах.

Литература

  • : Балет-водевиль в 3 актах /Муз. К. Жида; Либретто Э. Б. де Гюржи, А. Нурри; Балетмейстер Ж. Коралли //Есаулов, Игорь Григорьевич. Хореодраматургия: (Искусство балетмейстера): [Учеб.] /И. Г. Есаулов. — Ижевск : ИД Удмуртский университет, 2000. — С. 251—267. — По роману А. Р. Лесажа . — ISBN 5-7029-0406-0

Примечания

  1. Gustave Chouquet //A Dictionary of Music and Musicians. — MacMillan & Co., Ltd., London. — 1900. — т. II. — С. 491. — 774 с. (англ.)
  2. Захаров Р. В. . Библиотека по истории танцев (1983). Дата обращения: 25 сентября 2015. 5 марта 2016 года.
  3. Излагается по статье Теофиля Готье «Хромой бес» в переводе В. А. Мильчиной.
  4. Вольф А. И. . — 1877. — С. 84. — 194 с. 30 сентября 2015 года.
  5. Борисоглебский, М. . — Л. : Издательство Ленинградского Государственного Хореографического Училища, 1938. — Т. 1. — С. 358. — 391 с. 4 марта 2016 года.
  6. Хромой бес (Le diable boiteux) //Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, «Согласие», 1997
Источник —

Same as Хромой бес (балет)