Гризи, Джулия
- 1 year ago
- 0
- 0
Карло́тта Гри́зи ( итал. Carlotta Grisi , Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи; 1819—1899) — итальянская прима-балерина эпохи романтизма , первая исполнительница главной партии в балете « Жизель ».
Карлотта Гризи родилась 29 июня 1819 года в селении (Visinada) неподалёку от города Пореч ( Италия ). Хотя родители Карлотты никакого отношения к театру не имели (её отец Винченцо Гризи прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции; мать, Мария Боскетти (Boschetti) тоже не была ни актрисой, ни музыкантом ), она принадлежала к театральной, в первую очередь, оперной, семье: её старшая сестра Эрнеста (1816—1895), певица с отличным контральто , была супругой писателя и театрального критика Теофиля Готье . Кузины были известными певицами: меццо-сопрано Джудитта Гризи (1805—1840) и сопрано Джулия Гризи (1811—1869), мужем которой был тенор . Тётка Джузеппина Грассини также была певицей (ходили слухи, что у неё был роман с Наполеоном ), а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии [ источник не указан 1362 дня ] .
Карлотта пошла в своих родственниц — у неё тоже проявились вокальные способности ( сопрано ). Но это её тогда мало интересовало. С детства она мечтала о балете. В 7 лет она была зачислена в школу при Ла Скала в Милане , где училась у Гийе . А в 10 лет она уже танцевала в кордебалете на сцене прославленного Ла Скала , исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в «Le Mine di Polonia» (Подземелье Польши). В 13 лет, в 1832 году, она официально дебютировала в миланском театре «Каноббиана» в балете «Семеро новобранцев» (балетмейстер Л. Астольфи) .
Когда Карлотте было 14 лет, её сестра Эрнеста гастролировала по Италии , и Карлотта отправилась в турне вместе с ней: старшая сестра пела, младшая исполняла балетные танцы. Эта поездка перевернула всю дальнейшую судьбу юной Карлотты. Они выступали в нескольких итальянских городах, в том числе и в Неаполе , где в это же время находился известный французский хореограф Жюль Перро , он увидел юную танцовщицу и заметил её дарование. Стать ученицей и партнершей самого Перро — это ли не предел желаний начинающей балерины. И это желание свершилось.
Начались уроки. Но не только балетом занималась эта артистическая пара. По рассказам Карлотты, то было «занятное супружество: работали днем, работали ночью» . Жюль Перро поставил для своей ученицы несколько хореографических номеров, и в 1836 году танцоры месье и мадам Перро отправились на выступления в Лондон (балет «Соловей», 1836 ), на следующий 1837 год, — в Париж. По всей видимости, они состояли в гражданском браке, а официальный церковный заключать не стали — во всяком случае документов о регистрации историки найти не смогли, хотя по сцене именовали себя в тот период под одной фамилией — мадам и месье Перро [ источник не указан 1362 дня ] . В 1837 году на свет появилась их дочь Мари-Жюли (Marie-Julie). В том же году счастливый муж и отец уволился из Оперы Гарнье , чтобы целиком заниматься дальнейшей общей карьерой со своей любимой. Они совершили турне по странам Европы, побывав в Лондоне , Вене , Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала. Однако её вокальные данные, заложенные от природы, не развивались, в отличие от танцевальных, поскольку рядом был муж-хореограф, следящий за развитием её балетной карьеры.
Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance (Театр Возрождения), где она пела и танцевала в опере «Зингаро» (Le Zingaro). Стараниями Перро и не без участия семейства Гризи (её сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье ) она была принята в « Гранд Опера » в 1841 году, причем в соответствии с её условием Перро был также восстановлен в театре . В 1841 году она впервые вышла на сцену в Парижской Опере в балете « Фаворитка » Гаэтано Доницетти , хореографию которого поставил для неё Перро.
17.7.1843 исполнила главную партию Пери—Лейлы в балете « Пери » (композитор Ф. Бургмюллер, сценарий Т. Готье и Ж. Коралли, парижская Опера, балетм. Коралли).
В 1840 году Адольф Адан , уже известный композитор, вернулся в Париж из Санкт-Петербурга , куда он поехал вслед за Марией Тальони . И, полный новых впечатлений и надежд на будущее, сочинял музыку к своему новому балету « Жизель », сценарий к которому написали французский поэт Теофиль Готье, муж старшей сестры Карлотты, Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жан Коралли (настоящая фамилия Перрачини). Перро также был привлечен к работе над балетом. Главная роль изначально предполагалась для Карлотты Гризи. Хотя официальном балетмейстером считался Жан Коралли, но он ставил общие танцы, а основные хореографические партии Жизели поставил Перро, но его имя не было даже упомянуто на афише парижской премьеры балета . «Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро» .
Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже . В главной роли, как и предполагалось, была Карлотта Гризи. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа , а партию Мирты — . Успех был всеобщий, превзошедший все ожидания.
Тем не менее Жан Коралли необоснованно присвоил себе всю славу единственного хореографа балета, ему предназначались и восторг публики, и одобрение критиков, и прочие многочисленные знаки популярности . Критики объявили балет «Жизель» величайшим балетом своего времени [ источник не указан 1362 дня ] , а исполнительницу главной партии немедленно возвели в статус звезды. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем». Всё это не замедлило сказаться на бюджете взошедшей балетной звезды. Жалованье Карлотты Гризи немедленно возросло с 5000 франков до 12 000 франков в 1842 году и до 20 000 к 1844 году с дополнительными гонорарами за сольные партии.
Слава юной балерины была огромной. Она оказалась в центре французского общественного внимания. Как водится в таких случаях, на неё «пошла мода». Её портреты рисовали художники, её образ лепили скульпторы, на неё равнялись великосветские дамы, жены вельмож. Её запечатлевали танцующей в ролях (John Brandard), (Joseph Bouvier) . К этому же времени в семье Карлотты Гризи и Жюля Перро наметился кризис. Возможно, молодая балерина оказалась ещё юна для такой всеохватывающей славы, подавшись на её внешний блеск и не осознавая её жестокости и скоротечности. Слухи ходили разные: что 21-летняя балетная дива увлеклась другим хореографом — Коралли, что её сердце разбил партнер по сцене Люсьен Петипа, что это Теофиль Готье помог ей приобрести славу, и вот теперь балерина оплачивает своей благосклонностью…
Жюль Перро вскоре после премьеры «Жизели» покинул Париж, уехав в Англию. Возможно, в этом сказалась двойная обида: и предательство любимой, и присвоение его работе чужого авторства.
А в 1842 году французский балет привез в Лондон спектакль «Жизель», лондонская премьера состоялась на сцене Театра Её Величества .
Балет анонсировался как «трагическое, мелодраматическое, хореографическое, фантастическое предание суеверий» и носило название «Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы» (Giselle or the Phantom Night Dancers). А на афише балета рядом с именем Карлотты Гризи стояло имя Жюля Перро и как хореографа, и как исполнителя — партнера Карлотты Гризи.
Жюль Перро по-прежнему продолжал ставить для Карлотты Гризи все её балеты, неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех и приумножавшие её славу. Они опять выступали и гастролировали вместе — в парижской Опере , в лондонском театре Её Величества . В 1842 году в Париже она танцует в премьере балета « Пери » композитора Ф. Бургмюллера ; в Лондоне Ж. Перро ставит для Гризи балет « Эсмеральда », премьера которого состоялась 9 марта 1844 года в лондонском Королевском театре, в главных партиях – они оба: Эсмеральда — Гризи, Пьер Гренгуар — Перро (остальные партии: Феб де Шатопер — Сен-Леон , Клод Фролло — , Квазимодо — – сын известного балетного педагога Ж.-Ф.Кулона ) . Затем следуют её работы в балетах «Полька» (1844), «Суд Париса» (1846), которые Перро тоже ставил специально для неё.
Она работала также в постановках других балетмейстеров. 11 августа 1845 выступила на сцене парижской Оперы в премьере балета « » А. Адана , (сценарий А. де Лёвена , балетмейстер Ж. Мазилье ) в партии жены корзинщика.
В 1845 году Перро получил высочайший заказ поставить спектакль для посещения театра английской королевой Викторией — и 12 июля 1845 года состоялась премьера балета Перро « Па де катр » на музыку Пуни с четырьмя известнейшими балеринами этого времени: Карлоттой Гризи, Марией Тальони , Люсиль Гран и Фанни Черрито , прошедшая в присутствии королевы Виктории. Этот балет вошел в историю не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене четырех выдающихся балерин, у которых были крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача — не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета, но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой. Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с нелегкой проблемой очередности появления балерин на сцене — последний выход считался самым почетным. Балетмейстер внес мудрейшее предложение: танцевать согласно возрасту — самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони. Этот балет вошел в мировую классику и ещё не раз исполнялся на сцене следующими поколениями не менее прославленных примадонн.
С не меньшим успехом Гризи танцевала и в постановка других балетмейстеров: в балете « Пахита » Ж. Мазилье в 1846 году она блистала с партнером Люсьеном Петипа, танцевала в балете Поля Тальони «Метаморфозы» (Сатанелла, 1849). В феврале 1846 года контракт Гризи с парижской Оперой истёк — балерина не стала его продлевать, а, подписав контракт с римским театром « », вернулась в Италию (для дебюта в новом балете Мазилье « » тут же была приглашена другая итальянка — София Фуоко ).
Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Перро «Lа Filleule de fées» (Крестница феи) на музыку Адана.
До 1851 года Гризи танцевала в Лондоне. В это время Жюль Перро получил приглашение на работу в Россию, в Санкт-Петербург, на должность главного хореографа Императорского театра . Карлотта Гризи отправилась в Россию вместе с ним, получив должность балерины Императорских Театров, которую занимала с 1851 по 1853 год.
Среди её танцевальных работ в России: «Жизель» в Большом Каменном театре (но первой исполнительницей Жизели на русской сцене уже была Фанни Эльслер ) и балеты, поставленные специально для неё Жюлем Перро: «Наяда и Рыбак» (1851), «Своенравная жена» ("Le Diable a quatre") А. Адана с добавлением музыки Ц. Пуни (14.11.1851, Большой Каменный театр , Петербург; когда-то, в 1845 году, она исполняла ту же партию жены корзинщика в парижской Опере в постановке Ж. Мазилье), «Война женщин, или Амазонки XIX века» (1852), «Газельда, или Цыганы» (1853), «Катарина, дочь разбойника» Ц.Пуни (1853, главная партия Катарины); работы с другими балетмейстерами — в том числе Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё два маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и «Зелёный-зелёный» («Vert-Vert»); участвовала в возобновлениях балетов Шерля Дидло : « Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники » Ф.М.А. Венюа (1853, партия Муски), «Амур и Психея».
В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву , в Польшу , с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Танцевальная карьера её закончилась в 34 года. В том же 1853 году у неё родилась дочь Леонтина (Léontine Grisi) от Леона Радзивилла, с которым они так и не поженились и очень скоро расстались.
А Жюль Перро, ещё оставаясь в России, женился на купеческой дочери, ученице русского императорского театрального училища Капитолине Самовской, с которой покинул Россию в 1859 году, уступив место главного хореографа Артуру Сен-Леону , когда-то начинавшего свою карьеру под его руководством.
Карлотта Гризи больше к сцене не возвращалась никогда.
Критика и словари, хотя и называя её не только балериной, но и певицей, отмечают прежде всего её балетную деятельность: «Гризи обладала необычайно развитой техникой: превосходной элевацией и виртуозностью в исполнении сложных элементов, которыми изобиловали её лучшие партии (Жизель, Эсмеральда, Пахита, Пери), четкостью фиксации. Критики и литераторы (Готье, ) отмечали её драматический талант и неповторимую индивидуальность. Гризи была почти идеальной романтической танцовщицей, предвосхитившей вместе с тем многие достижения в области виртуозного женского танца итальянской школы 2-й половины XIX века» .
«Энциклопедия Кольера» говорила о ней: «Отличаясь необыкновенной красотой, она обладала в равной степени страстностью Фанни Эльслер и легкостью Тальони» .
Карлотта Гризи обосновалась в Швейцарии, в провинциальном местечке Сен-Жан близ Женевы, и последующие 46 лет провела тихо и уединенно. Её навещал Теофиль Готье, муж её сестры, навсегда сохранивший в своем сердце любовь к Карлотте, хотя и являясь её зятем и отцом двух дочерей, племянниц Карлотты — Эстель и Джудит . Вся дальнейшая жизнь некогда блестящей красавицы, покорительницы мужских сердец, высочайшей звезды сцены, прошла в беззвестности. Страшные еще 46 лет полного одиночества и забвения.
Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899 года , за месяц до своего 80-летия. Её кончина прошла почти незамеченной.
Считается, что её личность и отношения с Наставником и Мэтром, ставшим её мужем и посвятившим жизнь её карьере, дважды преданным ею, легли в основу образа оперной дивы Кристины Дааэ из известного романа Гастона Леру « Призрак Оперы » ( фр. Le Fantôme de l’opéra , 1910). Впрочем, также существует мнение, что образ героини романа собирательный и не несет в себе ничьих личностных черт, а все совпадения случайны .
Но в истории мирового балета имя Карлотты Гризи навсегда сохранилось рядом с именем Жюля Перро.
В настоящее время в Парижской Oпере среди памятников самым выдающимся балеринам есть и памятник Карлотте Гризи, помещенный рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливри (1842—1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).
(*) — первая исполнительница партии.
Портрет Карлотты Гризи в роли Жизели с обозначением года дебюта в Опере ( 1841 ), написанный Гюставом Буланже , располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.