Interested Article - Воры в законе (фильм)

«Во́ры в зако́не» советский художественный фильм , криминальная драма режиссёра Юрия Кары по мотивам произведений Фазиля Искандера . Главные роли исполняют Анна Самохина , Валентин Гафт , Владимир Стеклов и Борис Щербаков . Премьера состоялась в декабре 1988 года. Первый фильм, снятый в СССР, в котором детально показан мир организованной преступности и собственно « воров в законе » — высших руководителей криминальной среды.

Сюжет

Действие происходит в Абхазии в начале 1980-х годов. Рита, дочь крестьянина из кавказского села, сбежала из дома и прибилась к преступной группировке, контролирующей небольшой приморский городок. Она становится любовницей главы местной мафии Артура (образ списан с реально существовавшего вора-законника по кличке Хаджарат (Лакоба Ю. В.)). Все местные цеховики и органы советской власти находятся под его контролем.

Вскоре наступают тяжёлые дни, деятельность банды попадает под разработку КГБ . Артуру приходится расстаться с Ритой. В это время в городок приезжает молодой археолог Андрей, который влюбляется в Риту. Они женятся, но счастливой жизни молодых не суждено сложиться.

Критика

Как отмечали критики, формальное литературное происхождение сценария — по мотивам рассказов Фазиля Искандера («Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур») — имеет отдалённое отношение к тому, что показано на экране . Если в рассказах криминальный сюжет имеет второстепенное значение, а на первом плане находится трагедия жизни человека, то в фильме Юрия Кары всё наоборот. Внимание сфокусировано на проблемах коррупции и организованной преступности в СССР. Для 1988 года, безусловно, это была крайне актуальная тема, но реализация вышла несколько эпатажной, а привлечение имени Искандера — надуманным . На одесском кинофестивале « Золотой Дюк » фильму была присвоена «Премия трёх К» ( конъюнктура , коммерция, китч ) . Вместе с тем кинокритик Алексей Ерохин писал, что «конъюнктура, коммерция, кич — это как раз то, чем, в частности, и призван заниматься кинематограф» .

По мнению Натальи Ивановой , «сложную, неоднозначную, подлинно художественную и социально неравнодушную мысль Искандера кино превратило во вполне однозначный боевик» . По её мнению, «бесконечная карусель событий, происшествий, приключений, втиснутых в „каркас“, взятый из рассказов Искандера, подменила то, ради чего они и были написаны, — глубокую грусть по утерянной человечности» . «Разоблачение коррупционности, мафиозности оборачивается любованием красивой жизнью мафии», — также отмечала она .

Кинокритик Денис Горелов в книге «Родина слоников» (2018) писал, что « ...фильм „Воры в законе“ стал памятником буйной эпохе первоначального накопления капитала и господствовавшим тогда представлениям о честном воре, благородном хищнике, санитаре леса, который кучеряво живёт и никогда котёнка не обидит » .

В ролях

Съёмочная группа

Призы и премии

Примечания

  1. , с. 82.
  2. Фёдоров А.В. . Дата обращения: 5 мая 2020. 4 октября 2021 года.
  3. от 22 марта 2009 на Wayback Machine ссылка проверена 25 января 2009
  4. , с. 10.
  5. , с. 83.
  6. , с. 84.
  7. , с. 85.
  8. Горелов Д.В. Родина слоников. М.: ИД «Флюид ФриФлай», 2018. - 384 с. - ISBN 978-5-906827-58-6

Литература

  • Ерохин А. Завтра был шлягер // Советский экран. — 1989. — № 3 . — С. 10—11 .
  • Иванова Н. Охота на табу // Искусство кино. — 1989. — № 3 . — С. 82—86 .

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
Источник —

Same as Воры в законе (фильм)