Interested Article - Дед Мороз

Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на русском празднике Нового года , русский вариант рождественского дарителя .

Прообразами являются Мороз — персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов , и западноевропейские рождественские персонажи ( Санта-Клаус и др.) , основанные на образе святого Николая Чудотворца . Известен (как Мороз Иванович ) с 1840 года , но создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского праздника произошло в советский период и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная ёлка .

Дед Мороз изображается как старик в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе , с длинной белой бородой и посохом в руке, обутый в валенки . Ездит на тройке лошадей . Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки , а в советский период и Мальчика Нового Года , персонификации наступающего или наступившего года. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Славянские фольклор и обряды

«Дед Мороз», В. М. Васнецов , 1885

В XVIII—XIX веках персонаж с именем Дед Мороз или какой-либо дух, отвечающий за мороз и холод, среди русского крестьянства не был известен. Версия, что это языческое божество, появилась позже .

Персонификация Мороза как природной стихии отмечается в восточнославянском ритуале приглашения «мороза» на праздничную трапезу (на кутью , кисель , блины ), включенном в святочный или пасхальный (Велик день) комплексы. Считалось необходимым накормить Мороз обрядовой пищей , чтобы он не морозил посевы злаков и огородные культуры. На праздничное угощение на Святки приглашались деды — умершие предки, отвечавшие за благополучие семьи. Такому предку предлагали поминальную пищу, и иногда уважительно обращались к нему — пан Мороз или Мороз Васильевич . Ему оставляли угощение, а в ответ ожидали, например, богатого урожая .

Косвенно Мороз отражён во всех славянских традициях, в основном в пословицах и поговорках . Восточнославянский сказочный Мороз — богатырь, кузнец, сковывающий воду «железными» морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с глаголом «калить»). Близкие представления отражают чешские и сербо-хорватские фразеологические обороты и обычаи, связанные с кузнецами. Предположительно, сказочный Мороз (Трескун, Студенец), в русской сказке идущий с Солнцем и Ветром и угрожающий заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с Морозом, который живёт в ледяной избушке и, выполняя функцию сказочного помощника, одаривает пришедшего к нему . Среди сказок, опубликованных А. Н. Афанасьевым в 1856 году, фигурирует Морозко — олицетворение зимы: зимний дух, дающий каверзные поручения двум девушкам, повстречавшим его в зимнем лесу .

Образ Мороза как высокого (или очень маленького ростом) старика с длинной белой бородой, приходящего с северной стороны, который бегает по полям и стуком своей палки вызывает трескучие морозы (упомянутый первоначально в трудах Афанасьева, а затем и в других исследованиях по славянской мифологии), не подтверждается позднейшими этнографическими и фольклорными свидетельствами .

Формирование образа

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем

В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает , что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная ёлка . Е. В. Душечкина , в целом соглашаясь с таким мнением , указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге .

В литературную традицию Дед Мороз вошёл раньше публикации собрания сказок, записанных А. Н. Афанасьевым (1856) . В сборник В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840) была включена сказка «Мороз Иванович» , где впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза . Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец . И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет Е. В. Душечкина :

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Русский народный образ Мороза получил поэтическую обработку в поэме Н. А. Некрасова « » (1863) . У крестьянки Дарьи умер муж. Когда наступает зима, для спасения своих детей Дарья отправляется за дровами в лес и замерзает насмерть. Её смерть описана как встреча с воеводой Морозом, образ которого заимствован из сказки «Морозко». Мороз Некрасова тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?»

Долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом не были связаны. Объединение этих образов произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются « старый Рупрехт » (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или « дедушка Николай » (1870) — единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о святом Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза . В 1886 году впервые отмечается «Морозко». В 1880-х годах всё прочнее закрепляется образ Дедушки Мороза, который дарит детям подарки ; так, С. Н. Дурылин в написанных в 1924—1932 годах мемуарах о своём детстве конца XIX века пишет: «Дед Мороз приносит ёлку» . К началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза . Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозке становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» ( англ. King Frost ) . В 1914 году Сергей Есенин в стихотворении «Сиротка» изображает Дедушку Мороза, который дарит жемчуг девушке-сироте . В 1910-х годах Дед Мороз стал «живьём» появляться на ёлках . На дореволюционных праздничных открытках появляются изображения Деда Мороза .

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Советское государство в своей антирелигиозной политике предпринимало попытки искоренить празднование Рождества и Нового года. Советская пропаганда подвергала дореволюционные традиции осмеянию или «разоблачению». В рамках этой кампании распространялась идея, что Дед Мороз является пережитком языческого прошлого, языческим божеством, причём злым. Утверждалось, что он был «духом ёлки», которому древние славяне приносили жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом праздничная ёлка украшается фигуркой Деда Мороза .

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой (однако Постышев не предлагал вернуть Деда Мороза ), после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики . Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 года прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка . А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов .

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф .

В советский период Деда Мороза иногда, помимо Снегурочки и зверей, сопровождал Мальчик Новый Год в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто указывался наступающий/наступивший год). Мальчик выступал как своеобразный преемник Деда Мороза, персонификация нового года, тогда как сам Дед Мороз олицетворял уходящий/ушедший год. Чаще всего мальчик изображался на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов. В одном из мультфильмов был представлен в качестве внука Деда Мороза и летал на самолёте. Позднее популярность этого персонажа стала падать, и к настоящему времени он почти забыт.

Дед Мороз и православие

Отношение Русской православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным .

На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду , митрополит Сергий (Фомин) : «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».

Современная Россия

Дом Деда Мороза в Великом Устюге

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 года были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки . В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе . По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект « Великий Устюг — родина Деда Мороза» . В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября . Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы .

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе лапландским и великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг .

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы , Санкт-Петербурга , Вологды , других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва , за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица .

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения . Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей города Москвы . Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября — дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем .

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске . Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска» .

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец ). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме .

Белоруссия

Белорусский Дед Мороз в его осеннем наряде.

В Белоруссии Дед Мороз ( белор. Дзед Мароз ) также имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка « Беловежская пуща » приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, встречает гостей . За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира .

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, ходит с волшебным посохом . Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был , заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой) .

Общая площадь поместья составляет 15 гектаров . Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки , Сокровищница ( белор. Скарбніца ), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как ошибочно заявляют в национальном парке, «самая высокая в Европе» сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет .

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького .

С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, который будет курсировать с 23 декабря . Также имеется «неофициальный» аналог Деда Мороза из белорусских сказок — Зюзя Поозёрский, который проживает в деревне Озерки, расположенной рядом с городом Поставы .

Украина

Дед Мороз на площади Независимости (2003)

В качестве новогодних дарителей популярны и Дед Мороз ( укр. Дід Мороз ), и Святой Николай ( укр. святий Миколай ; преимущественно в западных областях, до середины XX века входивших в границы Австро-Венгрии и Польши). Украинский Дед Мороз с 2014 года проживает на территории ВДНХ Украины и на территории парка « Киевская Русь » . Святой Николай с 2004 года имеет резиденцию в Ивано-Франковской области , в селе Пистынь , где принимает местных и зарубежных гостей .

В украинской прессе распространены утверждения , что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника , который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку (см. Никола Зимний ).

На фоне обострения отношений с Россией городской голова Киева Виталий Кличко распорядился в ноябре 2014 года перенести главную ёлку Украины с площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева — Софийскую . С целью восстановления «древних традиций празднования Нового Года» было решено, что в праздновании будет принимать участие не Дед Мороз, а Святой Николай .

В советском и российском кинематографе

Художественные фильмы
Мультфильмы

См. также: Категория:Новогодние мультфильмы СССР

См. также

Примечания

  1. Островский А. Н. : Весенняя сказка в четырёх действиях с прологом // Снѣгурочка : журнал историко-политических наук / под ред. М. М. Стасюлевич , Д. Н. Овсянико-Куликовский СПб. : Михаил Матвеевич Стасюлевич , Овсянико-Куликовский, Дмитрий Николаевич , 1873.
  2. Снегурочка — 1850.
  3. .
  4. .
  5. , с. 302—303.
  6. .
  7. Левкиевская Е. Е. // Славянский альманах. — 2004. 2 января 2022 года.
  8. Одоевский В. Ф. // Сказки дедушки Иринея.
  9. Шигарова, Юлия. // Аргументы и факты — СтоЛичность . — 2013. — № 19 (49) за 18 декабря . — С. 4 . 4 января 2016 года. (Дата обращения: 9 января 2016)
  10. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine / Материалы научной региональной конференции 2008 г. — Воронежский государственный университет, 2009. — 280 с. (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Вып. VII) — С. 196—197
  11. Голодяев И. К. от 8 мая 2019 на Wayback Machine
  12. Душечкина Е. В. Русская ёлка. История, мифология, литература — Мифологические персонажи — Дед Мороз.
  13. Дурылин С. Н. В своём углу: Из старых тетрадей. М. : Московский рабочий, 1991. С. 86.
  14. Carrick V. // More Russian picture tales. — 1914.
  15. Душечкина Е. В. История Деда Мороза в России.
  16. Тетерина Анастасия . от 10 декабря 2021 на Wayback Machine . Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова .
  17. . Дата обращения: 3 января 2019. 25 декабря 2018 года.
  18. Минаева, Анна. // Московские новости . — 2003. — № 49 . 11 августа 2010 года. (Дата обращения: 9 января 2016)
  19. Ильич, Лариса. // Вечерний Харьков . — 2007. — № за 21 декабря . 1 февраля 2016 года. (Дата обращения: 9 января 2016)
  20. Лесков С. . // Известия науки (28 декабря 2006). Дата обращения: 1 декабря 2011. 30 января 2009 года.
  21. Сальников А. // Благовестник : вологодская епархиальная газета. — 2000. — № 12 . 26 июля 2012 года.
  22. . Дата обращения: 12 февраля 2012. Архивировано из 22 ноября 2013 года. . 17 декабря 2003
  23. . Правительство Вологодской области. 15 апреля 2016 года.
  24. Черемушкина И. . РИА Новости (17 ноября 2009). 27 августа 2011 года.
  25. Дата обращения: 12 февраля 2012. Архивировано из 29 октября 2012 года. . «Мир новостей» № 2 (836)2012
  26. . Аргументы и факты — Северо-Запад (16 ноября 2011). Дата обращения: 1 декабря 2011. 17 ноября 2011 года.
  27. . Дата обращения: 26 апреля 2016. 27 августа 2016 года.
  28. . Дата обращения: 5 февраля 2014. Архивировано из 8 марта 2014 года.
  29. . Дата обращения: 12 февраля 2012. 7 января 2014 года. — 29 декабря 2011
  30. Кучер К. ШколаЖизни.ру (25 ноября 2015). Дата обращения: 21 января 2019. 27 мая 2020 года.
  31. . сайт Брестской области. Дата обращения: 1 декабря 2011. 16 января 2012 года.
  32. . Дата обращения: 14 декабря 2011. Архивировано из 16 января 2011 года.
  33. . TUT.BY. Дата обращения: 14 декабря 2011. 4 февраля 2012 года.
  34. . Дата обращения: 14 декабря 2011. 25 июня 2012 года.
  35. . Дата обращения: 14 декабря 2011. 4 февраля 2012 года.
  36. . Дата обращения: 14 декабря 2011. 22 января 2012 года.
  37. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine (латыш.) (англ.)
  38. . Дата обращения: 14 декабря 2011. 4 февраля 2012 года.
  39. . Дата обращения: 14 декабря 2011. 7 января 2014 года.
  40. . Дата обращения: 26 декабря 2018. Архивировано из 27 декабря 2018 года.
  41. . Дата обращения: 26 декабря 2018. 27 декабря 2018 года.
  42. от 27 декабря 2018 на Wayback Machine (укр.)
  43. . Дата обращения: 26 декабря 2018. 27 декабря 2018 года.
  44. . Дата обращения: 26 декабря 2018. 27 декабря 2018 года.
  45. Дата обращения: 26 декабря 2018. 26 декабря 2018 года.
  46. от 5 декабря 2014 на Wayback Machine (укр.)
  47. (укр.) . Дата обращения: 14 декабря 2011. 4 февраля 2012 года.
  48. Климончук О. // День : газета. — 2010. — № 232—233 . 20 июня 2021 года.
  49. (укр.) . Дата обращения: 14 декабря 2011. 4 февраля 2012 года.
  50. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (укр.)
  51. от 23 ноября 2015 на Wayback Machine (укр.)
  52. . Дата обращения: 25 ноября 2014. Архивировано из 23 ноября 2015 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Дед Мороз