Interested Article - Еремей Запрягальник

Пророк Иеремия . Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Ок. 1654 года.
Пахота. «Житие Сергия Радонежского ». Фрагмент миниатюры. Конец XVI века.

Ереме́й Запряга́льник — день в народном календаре у славян , приходящийся на 1 (14) мая . На Еремея у восточных славян — третья и последняя встреча пролетья , последняя неделя пахоты и начала сева . У южных славян в этот день выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей .

Другие названия

рус. Макарий , Еремей, Запашник, Посевы , Засеватель, Пролетье , Гулёный день , Встреча пролетья ; белор. Макарэй ; болг. Ирима, Иримия, Ерма, Ирминден, Еремия, Зъмски ден ; серб. Јеремијиндан , Змиjски светац , св. Jepeмиja, Еремиjин дан, Еремиа, Ирмиjа , Женско весеље [ страница не указана 2683 дня ] ; чеш. и словацк. Fiilpa a Jakuba ; польск. Jakub, św. Filip i Jakób apostołowie .

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — пророк Иеремия и митрополит Киевский Макарий , а западными славянами-католиками — апостолы Филипп и Яков ; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Традиции

1 Мая традиционно считался праздничным днём в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета» . Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом объяринном ( объярь — волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо). Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят ( ), помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут [ страница не указана 2683 дня ] .

В селе Караяшник Воронежской области 1—2 мая праздновали приход весны и появление всходов на полях. На улицах на кострах готовили майскую кашу. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе» .

В Олонецкой губернии в этот день встречали весну с соломенным чучелом, закреплённым на шесте, и ставили его на возвышенном месте. Туда приносили пироги, различные кушанья и водка. Около чучела организовывали застолье, после чего поджигали чучело и плясали вокруг него, пока оно не сгорит .

На Украине в Карпатах пели песню [ страница не указана 2683 дня ] :

Оригинал
Як май затрубив пресвятий Юрій,
Зазеленіли гори, долини,
Гори, долини, ще й полонини.
Пішли голоси по всіх низинах,
По буковинах, по всіх річинах,
Та по річинах, по кирничинах.
Усі низини зазеленіли,
Всі буковини сі зашаріли.
Та зозулечки повилітали,
Повилітали, защебетали.
І всі сі річки порозмерзали,
Всі сі кирнички повиповняли,
Пообцвітали все лотадами.
Та всі овечки та заблеяли,
Всі ся вівчарі ізрадували.
Перевод
Как май затрубил пресвятой Юрий ,
Зазеленели горы, долины,
Горы, долины, да й полянины.
Пошли голоса по всем низинам,
По буковинам, по всем рекам,
Да по рекам, по крыницам.
Все низины зазеленели,
Все буковины то зацвели.
И кукушечки повылетали,
Повылетали, защебетали.
И все то реки поразмерзались,
Все крыницы понаполнялись,
Пообцветали все лотадами (?).
Да все овечки да заблеяли,
Все овчары да израдовались.

Наказ в этот день: «подымай над пахотой сетево-лукошко с семенами». Перед пахотой соблюдали древний ритуал: молились и кланялись на три стороны, кроме северной, и, низко кланяясь, бросали в каждую сторону горсть жита .

У донских казаков был свой обряд: на десятину земли по углам клали четыре испечённых на Сороки или Средопостие «жаворонка» или «креста», прогоняли борозду, печенье съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле освящали « святой водой » .

Болгары считают, что змеи из своих нор выползают на Сорок мучеников и Благовещение , а Иеремия является их царём . В этот день, выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей и ящериц, защиту жилища от них. Также, как на Благовещенье, девушка или женщина берёт щипцы и пучок ржи, шумя ими как погремушкой, обходит по всему дому и двору, произнося заклинание :

Бегите, змеи и ящерицы!
Аремей у ворот,
Он вам головы отсечёт!

У сербов сохранился обычай — в этот день группа девушек с овечьими колокольчиками у дверей домов поёт «Иеремийские песни» . Этих девушек называют королевами или царицами. Иногда вместо девушек юноши обходят село с криками: «Иеремия в поле, бегите змеи в море!» .

Поговорки и приметы

  • Третья и последняя встреча пролетья, весны .
  • На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу
  • Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овёс: топчи меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору .
  • Еремея подыми сетево ( 1 мая ) и Еремея (Ермия) опусти сетево ( 31 мая ; то есть начало и конец посева) .

См. также

Примечания

  1. , с. 256.
  2. , с. 183.
  3. , с. 343, 347.
  4. , с. 166.
  5. , с. 262.
  6. , с. 503.
  7. , с. 114.
  8. , с. 290.
  9. , с. 172.
  10. , с. 267.
  11. .
  12. , с. 888.
  13. .
  14. , с. 80.
  15. , с. 10.
  16. .
  17. Перевод В. Лобачёва .
  18. , с. 236.
  19. , с. 417.
  20. , с. 155.
  21. , с. 251.
  22. , с. 263.
  23. , с. 64.
  24. .

Литература

Ссылки

  • (болг.)
Источник —

Same as Еремей Запрягальник