Interested Article - Балушек, Ганс

Ганс Балу́шек ( нем. Hans Baluschek ; 9 мая 1870 , Бреслау 28 сентября 1935 , Берлин ) — немецкий художник и писатель, представитель стиля Новая вещественность .

Биография

  • 1889 1894 — учёба в Королевской академии искусств в Берлине
  • 1897 — участие в Большой Берлинской художественной выставке
  • 1898 — циклы картин «Зильт» и «Железная дорога»
  • 1898- 1899 — сотрудничает в юмористическом журнале «Корабль дураков» ( Das Narrenschiff )
  • 1899 — выставка в составе группы « »; участвует в основании движения « Берлинский сецессион »
  • 1900 — преподаёт в женской художественной школе в Берлине, где в это же время работала К. Кольвиц
  • 1920 — вступает в Социал-демократическую партию Германии
  • 1923 — создаёт цикл литографий «Портреты асоциальных женщин»
  • 1924 — председатель Большой Берлинской художественной выставки
  • 1925 — один из организаторов выставки «Берлинское искусство» в Немецкой опере, в Шарлоттенбурге
  • 1926 — сооснователь кассы взаимопомощи берлинских художников
  • 1926 1931 — по заказу магистрата Большого Берлина пишет серию городских пейзажей
  • 1929 — контролёр при художественном отделении Центрального института воспитания и преподавания
  • 1933 — с приходом к власти нацистов заклеймён « марксистским художником», лишён должностей, творчество Г. Балушека было признано относящимся к дегенеративному искусству .

Детство и юность

Ганс Балушек родился 9 мая 1870 года в Бреслау в семье Франца Балушека — инспектора железных дорог . У Ганса было три сестры, две из которых умерли от туберкулёза в детстве. После окончания Франко-прусской войны , в 1871 году Франц Балушек получил повышение по службе, но должен был переехать в маленький городок Ханау (нынешний Хойнув , Польша). Впечатления от железной дороги и всем, что с нею связано, полученные в детстве, позднее отразились во многих картинах .

В 1876 году Франц Балушек вместе с семьёй переехал в Берлин . В столице Германии семья железнодорожного инженера за десять лет сменила не менее пяти мест проживания. Как правило это были новостройки предназначенные для рабочих. Берлин тогда пребывал в самом разгаре экономического кризиса последовавшего за Биржевой паникой 1873 года , но несмотря на сложные финансовые условия, Франц Балушек делал всё возможное, чтобы семья могла себе позволить вести образ жизни мелких буржуа ( нем. kleinburgerlich ) и сохраняла дистанцию среди семейств рабочих, в чьих кварталах им приходилось жить.

Окончив начальную школу Ганс Балушек в 9-летнем возрасте поступил в гимназию в берлинском районе Темпельхоф-Шёнеберг , специализирующейся на гуманитарных и естественных науках .

В 1880-х годах юный Балушек был глубоко впечатлён работами русского художника Василия Верещагина , картины которого демонстрировались на одной из берлинских выставок. Особенно его поразили картины, посвящённые Русско-турецкой войне (1877—1878) гг. . О них тогда много говорили в артистических кругах, многих шокировал столь смелый художественный реализм русского художника. Ганс Балушек начал повторять манеру Верещагина в собственных ранних картинах и набросках, влияние можно наблюдать и в некоторых более поздних работах Балушека .

В 1887 году отец Ганса Балушека получил назначение на работу в Рюгене — крупном немецком острове. Своё гимназическое образование Ганс заканчивал в Штральзунде . На новом месте будущий художник познакомился с левыми идеями и новым, для того времени, политическим движением — социализмом. Эти политически неблагонадёжные идеи своим ученикам преподавал Макс Шютте, за что и был вскоре уволен. Балушек вместе с одноклассниками самостоятельно продолжили ознакомление с разнообразными актуальными работами социально-демократической направленности, в частности, работами Льва Толстого и Эмиля Золя . Когда Ганс Балушек выпустился из гимназии в 1889 году, он уже не колебался в выборе профессии, он хотел был художником .

Университет

Увеселительный парк «Hasenheide», 1895 год

После окончания гимназии Балушек поступил в Берлинский университет искусств , где познакомился с (англ.) , с которым у него сохранилась дружба на долгие годы после университета. Берлинское высшее учебное заведение оставалось консервативным в том, что касалось изобразительных искусств. В нём игнорировался, например, современный и набиравший всё большую популярность импрессионизм . Преподавание фокусировалось на традиционных техниках рисования и школах изобразительных искусств, а также истории художеств.

Во время учёбы Ганс Балушек жил в районе Шёнеберг . Первые наброски дошедшие до нас, датируются 1889 годом, на них художник запечатлел сам себя в студенческом костюме. Также среди ранних работ есть батальные сцены, сцены уличной жизни Штральзунда и Берлина. В 1890-х года в творчестве Балушека появляется тематика посвящённая изображению жизни рабочего класса Берлина. В этих работах появляется то, что можно назвать «классовым подходом». Картины подчёркивают расслоение и разницу в социальном положении жителей немецкой столицы. Картины посвящённые жизни простых берлинцев всё больше отдаляются по исполнению от традиционных техник рисования.

Балушек бросает учёбу в университете в 1893 году и становится независимым художником, теперь уже почти целиком сфокусированным на изображении классового неравенства. Такой уход делает его непризнанным в консервативном художественном мире Германии тех времён. Тем временем Ганс погружается в чтение работ левой направленности. Среди его авторов Герхарт Гауптман , Лев Толстой , Генрих Ибсен , Иоганнес Шлаф и Арно Хольц . Художник испытывает сильное влияние литературного натурализма .

Художественное становление

« », 1920 год
«Семейство пьющее кофе», 1895 год

Главный период творческого развития художника начался в 1894 году и протянулся на два десятилетия вплоть до начала Первой мировой войны . Ганс Балушек отошёл от традиционного изобразительного искусства, и всё больше сближался с немецкими импрессионистами во главе с Максом Либерманом . Балушек в этот период любит работать над изображениями пригородов Берлина, в которых возводятся фабрики, многоэтажные здания, проводятся всё новые железнодорожные пути. Его излюбленными темами становятся индустриальные пейзажи и почти всё то, что демонстрирует жизнь рабочих Берлина. Например картина «Полдень» ( нем. Mittag ) изображает несколько жён и детей рабочих, которые устало несут своим родным корзины с обедом, чтобы те могли дальше продолжать свой тяжкий ежедневный труд .

В это же время Ганс Балушек поддерживает дружеские отношения с авангардным поэтом Рихардом Демелем , известному по своей поэме «Рабочий» ( нем. Der Arbeitmann ) и «Четвёртый класс» ( нем. Vierter Klasse ) . Художник создаёт иллюстрацию для обложки сборника поэм Демеля «Женщина и Мир» ( нем. Weib und Welt ), который выпустится в 1896 году. Балушек развивает отношения с писателями из левого крыла, в том числе с Арно Хольцом. Хольц становится главной фигурой для Балушека в литературном натурализме, писатель также становится духовным наставником Ганса Балушека. В это же время Балушек ищет свой стиль. Картины он рисует акварелью или гуашью , редко прибегая к работе маслом. Ганс много работает с пастельными карандашами, так как считает, что они хорошо передают мрачноватые тона жизни городского рабочего класса .

Во второй половине 1890-х годов о Балушеке начинает говорить художественная и артистическая среда, особенно после его совместных с Мартином Бранденбургом выставок в 1895, 1896 и 1897 годах .

Вальтер Лейстиков руководитель объединения художников «XI», которое сформировалось в 1892 году, приглашает Балушека участвовать в их выставках. В 1898 году многие члены арт-объединения «XI» входят Берлинский сецессион , Балушек также входит в сецессион и становится его секретарём. Художник регулярно выставляет свои новые работы на выставках Берлинского сецессиона, и вместе с остальными регулярно получает свою норму критики. Депутат Рейхстаха Вольдемар Конт фон Ориола, например, назвал одну из работ Балушека «необузданной пародией на эстетические нормы» .

Первая мировая война

Начало Первой мировой войны всколыхнуло и художественное сообщество Германии. По большому счёту, художники приветствовали милитаристский подъём охвативший страну, но были и те не приняли войну, например такие художники, как Кете Кольвиц и Отто Нагель . Несколько членов Берлинского сецессиона ( Макс Бекман , Эрих Хеккель ) пошли добровольцами в армию .

Ганс Балушек поддержал политику Германии, он был одним из тех, кто жертвовал сбережения на издание патриотического журнала художественного критика Пауля Кассильера «Военное время» («Kriegszeit»), и прилагал всяческие усилия для выхода еженедельника «Kunstlerblatter zum Krieg».

В 1915 году Ганс Балушек пожертвовал два десятка картин на публикацию карт .

В 1916 году Балушек пошёл добровольцем на фронт. Он был резервистом сначала на Западном, а позднее на Восточном фронте. Поражение Германии художник воспринял очень болезненно и никак не поддержал создание Веймарской республики .

Веймарская республика

«Alt-Berlin Waisenstrasse anagoria», 1927 год

В годы Веймарской республики Ганс Балушек переключился на создание иллюстраций к сказкам. Некоторые его работы стали классическими и переиздаются к сказкам до сих пор, как, например, рисунки для детской книги Peterchens Mondfahrt , созданные Гансом Балушеком в 1919 году . Также художник рисовал для таких детских книг как: «Что нам расскажет календарь» ( нем. Was der Kalender erzahlt ), «В земле сказок» ( нем. In’s Marchenland ) и «О маленьких людях, маленьких животных и маленьких вещах» ( нем. Von Menschlein, Tierlein, Dinglein ), появившихся в 1919, 1922 и 1924 гг. соответственно. Художник также проиллюстрировал издание сказок Братьев Гримм 1925 года . Помимо этого Балушек рисовал рекламные плакаты и афиши для театров и кино .

После войны многие художники пребывали в кризисе, Ганс Балушек нашёл себя в культурном обучении окружающих доступными методами, не забывал художник и об идеях социализма и социальной справедливости. Так в 1929 году он помогал в создании фильма , в котором коммунизм выдвигался главным спасением от нищеты . В 1920 году художник был одним создателей Народной школы большого Берлина ( нем. Volkshochschule Gross-Berlin ) и некоторое время преподавал там рисование . Ганс Балушек был одним из основателей Лиги Пролетарской литературы ( нем. Bund fur proletarische Literatur ). В 1924 году вошёл в состав литературного совета при Социал-демократической партии. Членом этой партии художник стал в 1920 году. Ганс Балушек был советником мэра Густава Бёсса от социал-демократической партии, и сыграл главную роль в создании бюро социальных пособий для берлинских представителей творческой интеллигенции (актёры, художники и т. д.). Некоторое время возглавлял это бюро .

Балушек иллюстрировал ряд периодических изданий включая социал-демократический «Illustrierte Reichsbannerzeitung», также несколько школьных учебников, повестей, изданий по железнодорожному транспорту. Так как Балушек принадлежал к левому крылу социал-демократической партии, он охотно сотрудничал и с членами коммунистической партии. Его картина «Будущее» ( нем. Zukunft ) была размещена на обложке немецкого коммунистического журнала «Серп и молот» в 1920 году . Балушек был одним из 10 немецких лево-ориентированных художников, которые сделали пожертвования на проведение антивоенной конференции в Амстердаме в 1924 году . В 1929—31 гг. художник был директором Большой берлинской художественной выставки .

Среди его учеников — художница Алиса Михаэлис (1875—1943).

Приход нацистов

После прихода к власти нацистов в 1933 году Ганс Балушек был определён ими как «марксистский художник», его творчество было причислено к дегенеративному искусству . Художник лишился всех должностей, его выставки были запрещены .

Ганс Балушек умер 28 сентября 1935 года в Берлине, в возрасте 65 лет.

Творческое наследие

Ганс Балушек был не самым знаменитым художником Берлинского сецессиона . В Западной Германии о нём сравнительно мало вспоминали, а вот в Восточной Германии, за его никогда не скрываемые левые взгляды, художника настигла большая посмертная слава. Работы Балушека часто размещались в самых различных изданиях. Выставки творчества проходили в Бранденбургском музее Берлина на годовщины его смерти .

В 2004 году получил имя Ганса Балушека.

Литературные сочинения

  • « Воздух Шпрее. Берлинская история », (1913)
  • « Распахнутые души », (1920)
  • « Истории большого города », (1924)

Литература

Sergiusz Michalski «Neue Sachlichkeit», Köln 2003.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118652230 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. (англ.) Library of Congress .
  6. — 2003.
  7. Ein echter Berliner aus Breslau 1870—1893. In: Brohan 2002, S. 14-24
  8. Bilderbuch des sozialen Lebens 1894—1914. In: Brohan 2002, S. 25-54
  9. Richard Dehmel: от 3 декабря 2013 на Wayback Machine In: Weib und Welt , Berlin 1896, S. 123—125.
  10. nach E?wein, S. 14, und Brohan, S. 30.
  11. Willy Pastor: Studienkopfe. Berlin 1902. Zitiert nach Brohan 2002, S. 39.
  12. Kriegszeit 1914—1918. In: Brohan 2002, S. 69-79.
  13. Hans Baluschek, : Der Krieg 1914—1916. Hugo Bermuhler Verlag, Berlin-Lichterfelde 1915. ( )
  14. In einer besseren Welt. Phantasie und Marchen. In: Brohan 2002, S. 80-85
  15. Fur die Republik. 1920—1935. In: Brohan 2002, S. 86-109
  16. Friedegund Weidemann: Die Sammlung proletarisch-revolutionarer und antifaschistischer Kunst im Otto-Nagel-Haus als dritte Abteilung der Nationalgalerie. Forschungen und Berichte, Bd. 25, Kunsthistorische, numismatische und restauratorische Beitrage, Staatliche Museen zu Berlin — Preu?ischer Kulturbesitz 1985; S. 92-95.
  17. . kunstbilder-galerie.de. Дата обращения: июнь 2014. 29 марта 2014 года.
  18. . friedenau-netzwerk.de. Дата обращения: июнь 2014. 15 июля 2014 года.
  19. Markisches Museum zeigt Bilder Hans Baluscheks. In: Neues Deutschland , 27. September 1985.

Ссылки

Источник —

Same as Балушек, Ганс