Усех
(
егип.
wsḫ
«широкий»)
—
древнеегипетское
широкое ожерелье-воротник с несколькими рядами бусин и иногда с фигурными изображениями-символами по краям.
«Усех из золота, положенный в день похорон на шею преображенца».
Со стороны спины обычно крепился противовес
менит
.
Богиня
Баст
носит усех на груди как щит, а
кошки
также могли изображаться с
эгисами
(
др.-греч.
αἰγίς
). Поэтому ошибочно Баст считалась символом эгиса, хотя термин первоначально обозначал щит греческих богов
Зевса
и
Афины
.
Египетский эгис с головой богини
Сехмет
(ок. 900—750 до н. э.)
Значение
Усех рассматривался как символ защиты и упоминался в ритуалах
отверзения уст
и обряжения божественных статуй. В храме
Абидоса
Сети I
в зале
Ра-Хорахте
имеется изображение фараона, подносящего богам ожерелья и
пекторали
. Вероятно, этот ритуал был частью богослужения. Усех также мог напоминать
Атума
, который обнял
Шу
и
Тефнут
, чтобы сообщить им свою
Ка
. Поэтому надевание усеха символически было равносильно прикосновению рук бога
. Таким образом, усех имело то же значение, что и стервятник с распростёртыми крыльями на саркофаге
Тутмоса I
.
Со времён
Нового царства
усех появляется и в виде амулетов (что сегодня обозначается греческим понятием эгис/эгида) с головой бога, животного или фараона. Однако такие амулеты чаще изображают женские божества. В ряде случаев изображались божественные пары, например объединённые
Онурис
и Тефнут
. Такие усехи встречаются не только с мумиями, но также как звенья цепи, кольца и серьги
. Также изготавливались небольшие амулеты для мёртвых
.
Изображение голов богов с усехом уже встречались на штандартах и
форштевнях
кормы
божественной
лодки
, чтобы оберегать культовые статуи, выносимые во время праздничных процессий за пределы храмов
.Таким образом, эгис символизировал божество, а усех был лишь украшением
.
↑
Сергей Викторович Иванов.
(рус.)
. — 2005.
20 апреля 2019 года.
. — Museum of Fine Arts, 1982. — С. 234. — 348 с. —
ISBN 9780878462070
.
24 января 2022 года.
Ludwig Borchardt.
Das Grabdenkmal des Königs Sáḥu-re. — Leipzig: Hinrichs, 1913. — Т. 2: Die Wandbilder. (= Ausgrabungen der deutschen Orient-Gesellschaft in Abusir 1902-1908. Bd. 7; Wissenschaftliche Veröffentlichung der Deutschen Orient-Gesellschaft. Bd. 26). — С. 67.
↑
Hans Bonnet.
. — Walter de Gruyter, 2010. — С. 9. — 901 с. —
ISBN 9783110827903
.
24 января 2022 года.
Minerva.
The menit Is a long counterpoise of a Broad Collar (usekh), often possessing divine powers.
. — Aurora Publications, 2008. — С. 8. — 428 с.
Hans Bonnet.
Ägis. — Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. Photomechanischer Nachdruck. — Berlin: de Gruyter, 2000 (1952). — С. 8–9. —
ISBN 3-11-016884-7
.
Alexandre Moret.
Le rituel du culte divin journalier en Égypte, d'après les papyrus de Berlin et les textes du temple de Séti 1er, à Abydos (= Annales du Musée Guimet. Bibliothèque d'études. Bd. 14). — Paris: Leroux, 1902. — С. 242.
Ernesto Schiaparelli
.
Il libro dei funerali degli antichi Egiziani. — Rom: Loescher, 1890. — Т. II. — С. 37.
Manfred Lurker.
Ägis. — Lexikon der Götter und Symbole der Alten Ägypter. Neuausgabe. 3. Auflage. — Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2008. — С. 38–39. —
ISBN 978-3-596-16693-0
.
Budge, E. A. Wallis.
Таблица 23
//
. — New York: Causeway Books, [1974]. — 404 с. —
ISBN 0883560267
.
F. Bisson de la Roque.
Rapport sur les fouilles d'Abou-Roasch (= Fouilles de l'Institut français d'archéologie orientale du Caire. Bd. 1, Teil 3.; Fouilles de l'Institut français d'archéologie orientale du Caire. Bd. 2, Teil 1). Таблицы 7 и 13 // Imprimerie de l'Institut français d'archéologie orientale. — Le Caire, 1922/23.
Heinrich Schäfer.
Таблицы 9, 22/3
// Aegyptische Goldschmiedearbeiten (= Mitteilungen aus der Aegyptischen Sammlung. Bd. 1). — Berlin: Curtius, 1910. — С. 112—113.
H. Schäfer.
Таблица 17 №122
//
. — Berlin, 1910.
Jean Capart.
// Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. (ZÄS). — 1908—1909. —
№ 45
. —
С. 14–21
.