Interested Article - Социология музыки
- 2021-03-21
- 1
Социоло́гия му́зыки ( англ. Sociomusicology ) — научная дисциплина, изучающая различные аспекты социального бытования музыки , а также занимающаяся коммуникативной систематизацией и социокультурной структуризацией всего многообразия её художественных форм и общественных проявлений; один из разделов социологии искусства .
Научная специфика
Социология музыки является наукой междисциплинарной , относящейся одновременно к сфере музыкознания , социологии , истории , психологии , культурологии и педагогики .
От характера и методологии решения поставленных в социологии музыки задач можно выделить три её основных направления:
—- теоретическое, в рамках которого исследуются общие закономерности взаимодействия музыкального искусства и социума , а также проводится социально обусловленная типологизация музыкальных культур;
—- историческое, в рамках которого изучаются и обобщаются факты, относящиеся к сугубо историческим аспектам музыкальной жизни общества;
—- эмпирическое, в рамках которого осуществляется сбор необходимых (социологически значимых) статических данных.
В социологии музыки очень важную роль играет необходимость надлежащей дифференциации «потребляемого» обществом музыкального контента по таким его социально обусловленным качествам, характеристикам и признакам, которые позволяли бы с максимально возможной точностью прогнозировать для этой музыки наиболее адекватную (целевую) слушательскую аудиторию, отвечающую определённым социофункциональным (возрастным, этническим , психологическим, культурологическим, конфессиональным ) критериям восприятия предлагаемого данной аудитории музыкального материала.
Большое значение в социологии музыки уделяется также процессу сбора статистических данных (фактологической информации) о посещаемости представителями того или иного контингента любителей музыки публичных музыкальных мероприятий (концертов, спектаклей, фестивалей и т. д.), о продажах и других формах реализации на потребительском рынке различной музыкальной продукции, об актуальных тенденциях, наблюдаемых в области профессиональной, любительской и фольклорной музыкальной деятельности и т. п.
Основные области применения
С точки зрения социологии музыки, первостепенный научный интерес представляют следующие вопросы:
- выявление механизмов формирования у людей художественного (музыкального) вкуса;
- разработка наиболее эффективных программ музыкального воспитания и образования:
- определение степени и характера востребованности той или иной музыки (музыкальной продукции) как во всём обществе в целом, так и в какой-либо его отдельной субкультурной среде или нише;
- определение причин востребованности той или иной музыки (музыкальной продукции) как во всём обществе в целом, так и в какой-либо его отдельной социальной группе;
- исследование различных данных и фактов, связанных с воздействием музыки на протекание тех или иных социальных процессов;
- выявление исторически и социально обусловленных закономерностей в исполнительских трактовках музыкальных произведений;
- изучение проблем доступности музыкальных произведений для массового слушателя;
- классификация и типологизация тех или иных структурных особенностей, атрибуций и компетенций определённой слушательской аудитории.
История возникновения и развития
Первые зачатки зарождающейся социологии музыки легко обнаруживаются в трудах античных философов, в первую очередь Платона и Аристотеля , которые проводят социологическую типологизацию слушателей по критериям их восприимчивости к музыке и фиксируют очень сильное воздействие музыкального искусства на весь уклад различных сфер общественной жизни, включая сферу воспитания, образования и управления государством .
Определённое внимание вопросам социологии музыки уделяли некоторые представители неоплатонической и неопифагорейской школы, а также такие крупные мыслители поздней античности и раннего средневековья как Августин Аврелий , Торкват Северин Боэций и Магн Аврелий Кассиодор .
Далее, в трудах французского теоретика музыки конца XIII века Йоханнеса де Грохео уже в достаточно детализированном виде даётся классификация различных форм, видов и жанров музыки, исходя из их сугубо социальных функций и условий бытования в данном конкретном обществе .
Из социологов музыки Эпохи Возрождения следует выделить итальянского писателя Бальдассаре Кастильоне , нидерландского (точнее, франко-фламандского) композитора и музыковеда Йоханнеса Тинкториса , а также испанского органиста и крупного теоретика музыки Франсиско Салинаса .
Эпоха Просвещения дала миру таких социологов музыки как немецкие музыковеды, композиторы и органисты Михаэль Преториус и Иоганн Кунау , итальянский композитор , музыкальный писатель, юрист и государственный деятель Бенедетто Марчелло , английский композитор , историк музыки , органист Чарльз Бёрни , франко-бельгийский композитор Андре Гретри .
Многие актуальные вопросы социологии музыки (связанные, в первую очередь, с проблемой взаимоотношения автора и слушателя) нашли своё отражение в статьях знаменитых литераторов и композиторов эпохи романтизма : Э. Т. А. Гофмана , К. М. Вебера , Р. Шумана , Ф. Листа , Г. Берлиоза .
Наиболее известные социологи музыки нового и новейшего времени
Из числа западных социологов музыки нового и новейшего времени наибольшую известность получили: Георг Зиммель (1858—1918), Макс Вебер (1864—1920), Пауль Беккер (1882—1937), Альфред Шютц (1899—1959) и особенно Теодор Адорно (1903—1969), который утверждал, что «Сущность общества становится сущностью музыки». Нон- эгалитаристские взгляды Адорно на социальные функции искусства всегда вызывали и до сих пор продолжают вызывать острую полемику среди профессионалов .
Достаточно весомый вклад в развитие социологии музыки внесли также Чарльз Сигер (1886—1979), Говард Беккер (1899—1960) и Альфонс Зильберман (1909—2000).
Различные проблемы, непосредственным образом связанные с социологией музыки, очень живо интересовали выдающихся русских музыкальных критиков: А. Н. Серова и В. В. Стасова ; весьма ценными социологическими наблюдениями блещут и музыкально-критические статьи великого русского композитора П. И. Чайковского .
В СССР плодотворными научными исследованиями в области социологии музыки в той или иной степени занимались ведущие советские музыковеды: Б. В. Асафьев , Д. В. Житомирский , Р. И. Грубер , А. А. Альшванг , Б. Л. Яворский , И. Я. Рыжкин . Но именно в качестве самостоятельной научной дисциплины социология музыки начала разрабатываться в СССР только с 60-х гг прошлого века — благодаря большому творческому и организационному вкладу Арнольда Наумовича Сохора .
См. также
- Музыка
- История музыки
- Музыковедение
- Культурология
- Философия музыки
- Эстетика музыкальная
- Музыкальная психология
- Социология
- Эстетика
Примечания
- В этой связи, в дисциплинарных рамках социология музыки уместным представляется также подразделение музыки по различным социофункциональным признакам: например, «детская музыка», «военная музыка», «спортивная музыка», «ритуальная музыка», «ресторанная музыка», «религиозная музыка», «городская музыка», «сельская музыка» и т.д.
- Лосев А. Ф. , Платон . Законы ; Комментарии к диалогам Платона, Общ. ред. А.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи, М., «Мысль», 1999.
- Аристотель . Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева. В Книге 8 Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб» (с.628), и что существует четыре основных обучающих предмета (c.630): Грамматика, Гимнастика, Музыка и Рисование.
- Nicomachus , The Enchiridion // Greek Musical Writings. Volume II: Harmonic and Acoustic Theory, edited by Andrew Barker. Cambridge, 1989, pp.245-269 (англ. комментированный перевод).
- Августин А. De musica, ок. 387—389.
- Боэций , О музыкальном установлении // Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб, 2004.
- Кассиодор , Основы божественных и светских наук Пер. с лат. П.С. Карамитти Cassiodori Senatoris Institutiones. Ed. by R.A.B. Mynors.-Oxford, 1937. (лат. Institutiones divinarum et saecularium litterarum, среди прочего содержит ценную главу о музыке).
- В своём трактате "О музыке" (лат. "De musica", около 1300) Йоханнес де Грохео, систематизируя музыкальные жанры, бытовавшие во Франция того времени, использует следующие социологические спецификации: «популярная музыка» («cantus publicus»), «учёная музыка» («musica composita», также называемая «regularis», «canonica», «mensurata»), «церковная музыка» («cantus eccleciasticus»), «отечественна музыка» или «местнаю музыка» («musica civilis»), «просторечная музыка» («musica vulgaris») и т.д.
- Одной из первых книг по социологии музыки явилась книга Макса Вебера Рациональные и социологические основы музыки (WеЬеr М. Die rationalen und soziologischen Grundlagen der Musik, 1921)
- Основополагающие установки Макса Вебера в области социологии музыки, хотя и пользовались среди профессионалов определённым уважением, но, тем не менее, часто подвергались критике: Гайденко Г. , Идея. рациональности в социологии музыки M. Beбepa , в сб. Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3, M., 1976.
- Значительную социологическую ценность представляет очерк Пауля Беккера: Bekker, P., Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler, В., 1918 (в рус. пер. - Симфония от Бетховена до Малера, Л., 1926).
- Расхожим стал следующий тезис Теодора Адорно : «В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающегося искусства, ничто более не может считаться общепризнанным» ( Theodor W. Adorno , Aesthetic Theory, 1970.)
- Михайлов Ал. , Музыкальная социология Адорно и после Адорно, M., 1978.
- В серии статей «Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей» (1858, «Иллюстрация», СПБ) А. Н. Серов исследовал воздействие условий жизни на форму и содержание произведений музыкального искусства
- В своих критических статьях В. В. Стасов большое внимание уделял вопросам восприятия музыки публикой: см. Стасов В. , Избранные статьи о музыке, Л. - М., 1949.
- В частности, в своей книге «Русская музыка от начала XIX столетия» (1930) Б. В. Асафьев провёл исследование различных форм музицирования, характерных для разных общественно-экономичических формаций.
- А. А. Альшванг выдвинул плодотворную музыкально-социологическую концепцию «обобщение через жанр»
- В своих исследованиях Б. Л. Яворский большое внимание уделял огромному значению связей между творчеством и его общественным восприятием.
- Вместе с Виктором Цуккерманом и Львом Мазелем И. Я. Рыжкин разработал метод « » музыкальных произведений, который позволял расшифровывать сугубо музыкальные знаковые системы в их философско-эстетической конкретности и обобщённости. Причём основная заслуга в разработке этических аспектов концепта целостного анализа принадлежит именно Рыжкину. В контексте генеральной идеологии «целостного анализа», Рыжкин является также основным систематизатором типов (то есть типологизатором) диалектического мышления в связи с различными типами симфонизма как наиболее «философоёмкого» атрибутива музыки.
- Именно благодаря творческим и организационным усилиям А. Н. Сохора социологии музыки, в качестве серьёзной и весьма перспективной научной дисциплины, была реабилитирована в СССР после проведённых там в 20—30 гг. вульгарно-социологических опытов.
Литература
- Адорно Т. . — М.; СПб.: , 1998. — 445 с. — (Книга света). (копия)
- Асафьев Б. В. (Глебов И.) , О ближайших задачах социологии музыки. (Предисловие), в кн.: Mозер Г., Музыка средневекового города, пер. с нем., Л., 1927.
- Асафьев Б. В. , Советская музыка и музыкальная культура. (Опыт выведения основных принципов), Избр. труды, т. 5, М., 1957.
- Асафьев Б. В. , Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, Л., 1965.
- Яворский Б. Л. , Строение музыкальной речи, ч. 1-3, М., 1908.
- Грубер Р. И. Из области изучения музыкальной культуры современности, в кн.: Музыкознание, Л., 1928.
- , Социология музыки и танца // Большой толковый социологический словарь. — М. : АСТ , Вече , 1999.
- Беляева-Экземплярская С. , Исследование психологии современного массового музыкального слушателя, «Музыкальное образование», 1929, No 3-4.
- // Советская музыка . — 1967. — № 4 . — С. 65—69 . 9 мая 2014 года.
- Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1974.
- Некоторые социально-психологические проблемы музыкальной публики, в сб.: Социологические исследования театральной жизни, М., 1978
- Музыкант-исполнитель и публика(социологические проблемы современной концертной деятельности) : исследование. — Л.: Музыка , 1985. — 160 с.
- Майковская Л. С., Ильясов Ф. Н. Влияние музыкальных предпочтений на коллективное поведение // Вестник Российской Академии Наук. 1997. Том.67. №3. С. 246-250.
- Сохор A. Н. , Музыка и общество., М., 1972.
- Сохор A.Н. , Социология и музыкальная культура, М., 1975.
- Сохор A. Н. , Вопросы социологии и эстетики музыки, сб., вып. 1, Л., 1980.
- Сохор A. Н. , Социология музыки // Симон — Хейлер. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1981. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 5).
- Рыжкин И. Я. , Современная музыка и гуманистический идеал (в кн.: Вопросы эстетики, вып. 5. М., 1962).
- Рыжкин И. Я. , О некоторых существенных особенностях музыки (в кн.: Эстетические очерки. М., 1963).
- Рыжкин И. Я. , Music and Reality (в кн.: Art and Society. M., 1969).
- // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9 .
- Цуккерман В. А. , Музыка и слушатель, М., 1972
- Житомирский Д. В. , Музыка для миллионов, в сб.: Современное западное искусство, М., 1972.
- Медушевский В. В. , К теории коммуникативной функции, «СМ», 1975, No 1
- Вебер М. , Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; коммент. А. Ф. Филиппова . — М.: Прогресс , 1990.
- на других языках
- Blaukopf K. , Musiksoziologie, St. Gallen, 1950.
- Воrris S. , Vom Wesen der Musik Soziologische Musikbetrachtung, «Das Musikleben», 1950, No 3
- Silbermann A. , Wovon lebt die Musik Die Prinzipien der Musiksoziologie, Regensburg, 1957
- Adorno Th W. , A social critic of Radio music, «Kenyon Review», 1945, No 7
- Adorno Th W. , Einleitung m die Musiksoziologie, (Frankfurt a M.), 1962
- Farnsworth R. R. , The social psychology of music, N. Y., 1958
Ссылки
- .
- 2021-03-21
- 1