Диффузия
- 1 year ago
- 0
- 0
Культу́рная диффу́зия – это взаимное проникновение культурных форм, образцов материальной и духовной подсистем при их соприкосновении, где эти культурные элементы оказываются востребованными и где таковые заимствуются обществами, которые ранее подобными формами не владели.
Культурное соприкосновение называется культурным контактом, который:
Каналами диффузии служат миграция , туризм , деятельность миссионеров, торговля , война , научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и т.д. .
Исследователи, обратившие внимание на культурную диффузию, предположили, что то или иное явление культуры совершенно не обязательно должно было возникнуть в данном обществе в результате эволюции. Оно вполне могло быть заимствовано, воспринято им извне. Абсолютизация этого положения легла в основу особого направления в этнологической науке, которое получило название диффузионизм.
Истоком диффузионизма стала антропогеографическая школа, идеи которой нашли своё отражение в трудах Ф. Ратцеля . Возникший в Германии диффузионизм был представлен школой «культурной морфологии» Ф. Г. Фробениуса , концепцией «культурных кругов» Ф. Гребнера и «культурно-исторической» школой В. Шмидта . В Англии диффузионистские идеи развивались в трудах У. Х. Риверса.
Самые радикальные сторонники концепции культурной диффузии стремились свести всю историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции, культурного и общественного прогресса отвергалось. Процессам развития повсеместно предписывалась именно культурная диффузия, то есть пространственное перемещение различных явлений культуры.
Особенно последовательным в этом отношении был Ф. Гребнер. Согласно его теории, каждое явление материальной или духовной культуры (лук и стрелы, свайное жилище, земледелие, культ духов умерших и черепов, лунная мифология и т.п.) возникло в истории лишь однажды и только в одном месте, а затем из этого центра распространилось по миру.
Идеи диффузионизма получили развитие в работах английских учёных Г. Эллиота-Смита и У. Дж. Перри, которые, в свою очередь, возвели до максимума степень влияния культурной диффузии на процесс общественного и цивилизационного развития и её роль в этих процессах. Основное внимание учёные уделяли непосредственно цивилизованным народам. Согласно их точке зрения, был только один мировой центр цивилизации — Египет, откуда созданная древними египтянами высокая культура распространилась по всему миру. Их концепцию часто характеризуют как гипердиффузионизм или панегиптизм.
Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его ещё можно называть межгрупповой культурной диффузией.
Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его также можно называть стратификационной культурной диффузией.
Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе:
• средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;
• высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощённого поведения, упрощённой манеры в одежде .
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носили только представители высшего класса. В качестве примера исследователи приводят высококвалифицированных рабочих технических специальностей, в частности вовлечённых в процессы ремонта и обслуживания техники, деловым стилем одежды которых сегодня выступают костюмы и галстуки. Ранее подобный стиль одежды был характерен только для узкого круга представителей высшего, а затем и среднего класса .
Классики диффузионизма не разделяют фазы переосмысления и укоренения. Это связано с тем, что процесс диффузии изучается как линейное распространение элемента из центра его возникновения. При этом не рассматриваются «возвращения» или многоступенчатая передача с изменениями на каждой ступени .
Ряд исследователей культур обращали внимание на надуманность термина «культурные круги». Резко критиковал именно такой вариант диффузионизма Б. Малиновский, отмечая, что культура при таком подходе к исследованию, по существу, представляет собой собрание мертвых вещей, не связанных друг с другом. В исследованиях диффузионистов встречается немало противоречий и даже ошибочных, с точки зрения исторических фактов, построений (наиболее часто в панегиптизме).
Выделяя недостатки данной теории, в своё время С.А. Токарев отметил следующее: «Главный из них - принципиальный отрыв явлений культуры от их создателя - человека и народа, игнорирование общественного человека как творческой силы, а отсюда - либо чисто механическое понимание культуры как набора мертвых вещей, способных передвигаться в пространстве (Гребнер), либо представление о культуре как о некоем живом и самостоятельном организме, независимом от человека (Фробениус), либо идея об однократном возникновении всей культуры в одной точке и о последующем расселении её по земле (Эллиот-Смит, Перри). Как следствие этого основного порока - натянутость и полная бездоказательность конкретных построений диффузионистов» .