Концепция эпидемиологического перехода
- 1 year ago
- 0
- 0
«Салатница» ( англ. salad bowl ) — концепция интеграции, согласно которой представители различных культур могут образовывать единое, но не гомогенное общество, в котором каждая культура сохраняет свои характерные черты и особенности . Концепция «салатницы» предполагает, что в обществе, членами которого являются представители различных культур или этносов, культурные различия не стираются в процессе ассимиляции , а сохраняются в первоначальном виде, подобно ингредиентам в салатнице. «Связующим звеном для членов общества, своего рода салатным соусом, являются правовые нормы и процесс социально-экономического взаимодействия» . В обществе, соответствующем модели «салатницы», каждая культура остается уникальной и аутентичной, что соответствует принципам культурного плюрализма и мультикультурализма .
Первые упоминания о концепции «салатницы» относятся ко второй половине XX века. Впервые эта метафора была использована в противовес модели так называемого « плавильного котла » или «плавильного тигеля» (англ. melting pot ), в соответствии с которой в обществе в процессе формирования национальной и культурной идентичности происходит неизбежное «сплавление» народов, их национальных и культурных черт.
Популяризацию концепции «салатницы» предписывают . В 1959 году одном из своих трудов историк написал: «Дети иммигрантов даже в третьем и четвертом поколении по-прежнему отличаются от детей коренных жителей. Никакого „плавления“ не происходит, а значит, метафора „плавильного котла“ неудачна и обманчива. Куда более точная аналогия — салатница, в которой один ингредиент можно отличить от другого» . С тех пор концепции «салатницы» и «плавильного котла» упоминаются в политическом дискурсе как противоположные друг другу модели, каждая из которых может быть положена в основу этнического развития общества и протекающих в нем интеграционных процессов.
В США модель «салатницы» приобрела популярность в связи с утратой веры в справедливость идеи « плавильного котла ». Этой концепции, тесно связанной с понятием американизации , стали все чаще предписывать «нереалистичный и расистский характер, поскольку она сосредоточена исключительно на наследии Запада и ущемляет интересы чернокожих иммигрантов» .
Со временем в Соединенных Штатах начал активно обсуждаться вопрос: является ли полная ассимиляция и отказ от национальных ценностей и традиций в пользу американских необходимым условием принадлежности к американскому обществу? В связи с тем, что подобные требования заведомо предполагают дискриминацию меньшинств и не соответствуют основополагающим принципам толерантности, американская общественность сосредоточилась на концепции «салатницы», которая предполагает, что для того, чтобы чувствовать себя американцем, достаточно иметь гражданство США и быть преданным Соединенным Штатам.
Теодор Рузвельт выразил общее мнение американцев, когда, поначалу одобрив « плавильный котел » или «плавильный тигель», задался вопросом о соответствии этой теории реальности" . Критикуя «плавильный котел» в поддержку «салатницы» выступили многие известные американцы. Так, Джесси Джексон заявил: «Я то и дело слышу весь этот вздор про „плавильный котел“, но все, что я могу сказать: мы так и не расплавились» . Став гостем шоу Опры Уинфри , Джейн Эллиотт , в свою очередь, отметила: «Нам не нужен „плавильный котел“ в этой стране, друзья. Нам нужна „салатница“, в которую мы сможем положить листья салата, огурцы, лук и зеленый перец, будучи уверенными, что каждый ингредиент сможет сохранить свою идентичность. Мы должны принимать во внимание и сохранять существующие различия» .
Концепция «салатницы» стала актуальной для Европы благодаря созданию Европейского союза , экономического и политического объединения, включающего в себя 28 европейских государств. Согласно конституции Европейского союза, основополагающими целями интеграционного объединения являются содействие экономической, социальной и территориальной целостности Европы, а так же сохранение культурного наследия стран-членов ЕС «в условиях соблюдения принципа уважения к культурному и языковому многообразию государств» . Модель «салатницы» полностью соответствует официальному девизу Европейского союза : «Единство в многообразии» (англ. «United in diversity»), который провозглашает создание единого европейского общества, в котором общеевропейские ценности существуют наряду с национальными, а традиции и национальное самосознание государств-членов остаются неприкосновенными.
В европейских реалиях концепция «салатницы» имеет особое значение и в контексте иммиграционной политики Европейского союза, «основанной на идеалах мультикультурализма и мирного сосуществования различных групп населения, сохраняющих свою национальную идентичность» . В соответствии с холистическим подходом к процессу интеграции, закрепленном в итоговом документе Совета Европейского союза по вопросу интеграции граждан третьих стран, легально находящихся на территории ЕС, «интеграция является долгосрочным и многосторонним процессом, в рамках которого культурные различия стран и общеевропейские ценности (такие как соблюдение прав человека, демократия и верховенство права) заслуживают одинакового уважения» . В рамках общеевропейской программы по интеграции лиц, не являющихся гражданами Европейского союза (англ. Common framework for the integration of non-EU nationals ) осуществляется продвижение и финансирование проектов, направленных на интеграцию лиц, не имеющих гражданства ЕС . Эта деятельность призвана способствовать развитию интеграционных моделей и инициатив, а также стимулировать соответствующий диалог внутри гражданского общества.
В Канаде концепция «салатницы» больше известна под названием « культурная мозаика » . Она представляет собой смешение этнических групп, языков и культур и предполагает сохранение национальных характеристик мигрантов в процессе интеграции .
Особую популярность « культурная мозаика » приобрела в начале 21 века. 1 октября 2008 года канадский фотожурналист Тим Ван Хорн запустил проект «Канадская мозаика», который продлится до 2017 года. 1 июля 2017 года в День Канады в одном из главных музеев страны состоится торжественная демонстрация огромного канадского флага , полностью состоящего из фотографий канадцев. «Цель проекта — передать дух канадского общества через фотоснимки, собранные со всех регионов страны и включающие в себя все этнические и социально-экономические группы, субкультуры и поколения» .
Ряд критических высказываний относительно концепции «салатницы» связан с этической стороной метафоры. , американский экономист, утверждает, что сравнение общества с салатницей не толерантно, не уместно и не представляет собой достойную альтернативу плавильному котлу . «Каждый выбирает ингредиенты для салата, следуя своим вкусовым предпочтениям, а значит, некоторые составляющие могут так и не попасть в салатницу. Соблюсти пропорции крайне тяжело, соответственно, чего-то всегда будет меньше, а чего-то больше. Кроме того, некоторые члены общества „окажутся“ бледными листьями салата и жирными кусочками бекона, а другие — полезными и красивыми продуктами» .
Помимо этого, вопросы вызывает и сама суть концепции, ведь «…в эру „салатницы“ трудно определить, в чем же заключается национальная принадлежность. Отсутствие единой системы ценностей и общей истории приводит к подмене понятий: в общественном сознании термин „национальность“ начинает приравниваться к понятию гражданства» .
Концепция «салатницы» критикуется в том числе и за риски, с которыми связано объединение различных культур в рамках социальной общности . «Сосуществование культур, сохраняющих свою индивидуальность в рамках одного социума, способно поставить крест на обществе как едином целом» .
В новейшей истории одним из прецедентов полного разрушение общества, по своему характеру частично попадающего под категорию «салатницы», является распад Советского Союза . В соответствии с официальным гимном СССР Советский Союз представлял собой «Союз нерушимый республик свободных», созданный «волей народов» . Это определение дает возможность рассматривать советское общество как многонациональное и мультикультурное. По словам Сталина «… период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР есть период расцвета национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме…» .
Однако в связи с тем, что на момент создания государства концепции «салатницы» еще не существовало, и даже во второй половине XX века она или ее аналоги не фигурировали в политическом дискурсе СССР, пример Советского Союза в качестве потерпевшей фиаско «салатницы» носит спорный, теоретический характер. Стоит учитывать и то, что порой СССР предписывают черты « плавильного котла » , а иногда и вовсе обвиняют в уничтожении национальной идентичности некоторых союзных республик . В качестве примера соответствующих исследований может быть приведена книга Нормана Наймарка «Геноциды Сталина», посвященная Украине . По словам Грэхема Смита «именно коммунистический режим принялся сознательно и целенаправленно создавать этнолингвистические территориальные „национально-административные единицы“ (то есть „нации“ в современном смысле), — создавать там, где прежде они не существовали или где о них никто всерьез не помышлял, например, у мусульман Средней Азии или белорусов…идея советских республик казахской, киргизской, узбекской, таджикской или туркменской „наций“ была скорее чисто теоретической конструкцией советских интеллектуалов, нежели исконным устремлением любого из перечисленных народов» . Впервые высказанное Грэхемом Смитом утверждение было одобрено и Эриком Хобсбаумом в его работе «Нации и национализм после 1780 года» . Идея искусственно созданных наций также дает повод для сомнения в том, что СССР мог быть прототипом «салатницы», наполненной аутентичными «ингредиентами».
Что касается более традиционного примера «салатницы» — Европейского Союза, произошедший в 2016 году Brexit поставил под сомнение фундаментальность общности ЕС. Это событие подтверждает идею хрупкости общества, построенного по модели «салатницы», риск развития сепаратистских настроений и отделения части мультикультурного общества. Brexit стал не только одним из воплощений серьезных противоречий и разногласий в рядах государств-членов ЕС, но и представил в сомнительном свете судьбу европейской «салатницы».
Тем не менее, длительный опыт существования ряда многонациональных государств и купирования тенденций к сепаратизму показывает, что сосуществование различных культур и этносов в рамках единой общности возможно, даже при наличии сепаратистских настроений. Так, несмотря на стремление к независимости, в состав России до сих пор входит Чеченская республика , в состав Испании — автономная область Каталония , в состав Франции — Бретань и Корсика , в состав Бельгии — Фландрия и т. д.