Агреже
по философии с 1995 года, Жан-Батист Брёне получил докторскую степень по философии в 2002 году в 5-й секции
Практической школы высших исследований
(
фр.
École pratique des hautes études
), защитив под руководством Алена де Либера (
) диссертацию на тему «Transferts du sujet. La noétique d'
Averroès
selon
»
.
Он начал свою академическую карьеру в качестве лектора в Университете Париж X-Нантер (
), затем стал профессором
Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна
(
фр.
Université Paris 1 Panthéon-Sorbonne
), где до 2019 года руководил Центром GRAMATA (
фр.
Groupe de recherche antiquité, Moyen Âge et transmission arabe
). Является сотрудником исследовательской лаборатории SPHère
.
Главная фигура в творчестве Жана-Батиста Брёне —
Аверроэс
(Ибн Рушд, 1126—1198). Он изучает ее с целью исследования как основных концепций
фальсафа
(особенно в метафизике, антропологии и философии духа), так и наследия этой
в латинской мысли и, в более широком аспекте, в
современной европейской мысли
.
В своей книге «
Аверроэс
тревожащий» (
фр.
Averroès l'inquiétant
)
, опубликованной в издательстве
в 2015 году, Жан-Батист Брёне на основе
психоанализа
анализирует мысли андалузского философа, а также расшифровывает факт отказа западной философии от применявшемся в
аверроизме
понятия ума, согласно которому интеллект человека представляет собой отдельный от тела экземпляр, единый и вечный для всего человечества.
Также в качестве редактора Жан-Батист Брёне руководит совместно с Кристофом Грелларом (Christophe Grellard) проектом «Translatio. Средневековые философии» («Translatio. Philosophies médiévales») в издательстве
.
Публикации
Книги
2003 :
Transferts du sujet. La noétique d'
Averroès
selon
, Vrin —
(ISBN 978-2-71161-653-4)
2007 :
Averroès
et les
averroïsmes
juif et latin, Actes du colloque international (Paris, 16-18 juin 2005), Coll. Textes et Études du Moyen Âge, Brepols —
(ISBN 978-2-50352-742-0)
2010 :
Thomas d’Aquin
, Les Créatures spirituelles. Introduction, traduction et notes de Jean-Baptiste Brenet, Paris, Vrin (coll. " Sic et non ")
2013 :
Les Possibilités de jonction.
Averroès
-
, De Gruyter —
(ISBN 978-3-11031-517-2)
2015 :
Averroès
l’inquiétant, Les Belles Lettres —
(ISBN 978-2-25144-533-5)
2016 :
Thomas d’Aquin
, L'Âme et le Corps (Somme de Théologie, Ia, q. 75-76), traduction et notes de Jean-Baptiste Brenet, introduction de C. Bazan, Paris, Vrin
2017 :
Je fantasme —
Averroès
et l’espace potentiel, Verdier —
(ISBN 978-2-86432-909-1)
2019 :
La Philosophie arabe
à l'étude. Sens, limites et défis d’une discipline nouvelle(avec Olga Lizzini), in Studying Arabic Philosophy. Meaning, Limits and Challenges of a Modern Discipline, Paris, Vrin
2019 :
Dante
et l'
Averroïsme
(avec
et I. Rosier), Collège de France-Belles Lettres
2020 :
Robinson de Guadix (préface de Kamel Daoud), Lagrasse, Verdier
Perfection de la philosophie ou philosophe parfait ? — Jean de Jandun, lecteur d’Averroès, in Recherches de théologie et philosophie médiévales, Vol. 68, No. 2, 2001, pp. 310—348
Les sources et le sens de l’anti-averroïsme de Thomas de Strasbourg, in Revue des sciences philosophiques et théologiques, 2006/4 (Tome 90)
Thomas d’Aquin pense-t-il ? — Retours sur Hic homo intelligit, in Revue des sciences philosophiques et théologiques, 2009/2 (Tome 93)
Sujet, objet, pensée personnelle : l’Anonyme de Giele contre Thomas d’Aquin, in Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge, 2012/1 (Tome 79)
Siger de Brabant et la notion d’operans intrinsecum : un coup de maître ?, in Revue des sciences philosophiques et théologiques, 2013/1 (Tome 97)
Pensée, dénomination extrinsèque et changement chez Averroès — Une lecture d’Aristote, Physique VII, 3, in Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge, 2015/1 (Tome 82)