Interested Article - Сластион, Афанасий Георгиевич

Афанасий Георгиевич Сластион ( укр. Сластіон Опанас Георгійович ; 2 (14) января 1855 , Бердянск , Таврийская губерния, Российская империя (сейчас город в Запорожской области ) — 24 сентября 1933 , Миргород , Украинская ССР , СССР ) — украинский и советский художник и график романтично-народнического направления, этнограф , архитектор и педагог , основатель Миргородского краеведческого музея.

В различных источниках использовалось также написание фамилии Сластьон , Сластьонов .

Биография

Отец Афанасия — Георгий Дмитриевич, родом из города Золотоноши на Черкащине (но тогда Золотоноша входила в состав Полтавской губернии ). Известно, что после рождения сына семья перебралась в город Ногайск (ныне — Приморск Запорожской области). В детстве мальчик учился живописи у своего отца, который работал реставратором церковной живописи и иконописцем, а также у соседа Анастаса Смоктия — художника и музыканта, который играл на нескольких музыкальных инструментах и ​​учил кобзарству .

От мамы, Марии Мартыновны, он слышал множество сказок, народных песен и поверий. Она же привила сыну искренний интерес к кобзарству .

Георгий Дмитриевич хотел дать сыну хорошее образование, поэтому отправил Афанасия на обучение в Петербург . В столице Российской империи одаренный парень сначала поступил в школу «Общества поощрения художеств» , а в 1874—1882 годах продолжил обучение в Петербургской Академии художеств . Учителями Афанасия в Академии были И. Крамской и П. Чистяков . За время обучения получил две серебряные медали. В ходе обучения нашел немало сведений о Тарасе Шевченко , также его посмертную маску. В картинной галерее Академии художеств познакомился с будущим художником Порфирием Мартыновичем (иллюстратор « Энеиды » Ивана Котляревского (1873—1874), художник-реалист, развивал направление украинского реалистического портрета). Во время учебы в Петербурге Сластион вместе с П. Мартыновичем ежегодно путешествовал по Украине, отлично рисовал быт крестьян и мещан. Так, в 1875—1876 годах, во время летних поездок на Полтавщину Афанасий посетил Пирятинский и Лохвицкий уезды Полтавской губернии. Здесь он нарисовал портреты нескольких кобзарей и записал от них много народных дум . После Первого съезда этнографов приобрел фонограф , чтобы записывать кобзарей.

С 1887 года по 1900 год Афанасий Сластион работал в интендантском управлении при Техническом комитете Военного министерства, где занимал должность художника по проектированию обмундирования войск. Использовал службу для глубокого изучения материалов об украинском казачестве. В 1897—1900 годах возглавлял Украинский клуб в Петербурге — общественное объединение, члены которого должны были знакомить общественность с украинской культурой и историей.

В течение 1900—1908 годов преподавал в Миргородской художественно-промышленной школе имени Николая Гоголя . Дружил и переписывался с Дмитрием Яворницким . В 1908 году по состоянию здоровья он оставил преподавательскую работу и вышел на пенсию. Много лет ездил по Украине, описывал и собирал образцы народного искусства, фольклорный материал и записывал на фонографе пение и игру кобзарей ( Филарет Колесса использовал эти записи в «Материалах к украинской этнологии», тт. 13, 14, 1913); сам он артистично исполнял думы. Собранные материалы обрабатывал как альбомы: украинской и запорожской старины, орнамента, вышивок, резьбы, керамики, архитектурных мотивов.

С 1870-х годов активно исследовал кобзарство. В исследовании кобзарства Сластион активно сотрудничал с Климентом Квиткой и Лесей Украинкой . Рисовал портреты кобзарей, записывал думы. В 1902 году в журнале « Киевская старина » (одно из самых известных тогдашних изданий исторической и краеведческой тематики) опубликовал статью о кобзаре Михаиле Кравченко. Уже через много лет после смерти А. Сластиона, в 1961 году, была издана книга с портретами кобзарей, которые нарисовал художник. Особой заслугой Афанасия Сластиона является то, что многие кобзарские думы он записал на фонограф (первые записи сделал в 1903 году). Содействовал в организации в Миргороде в 20-х годах XX века крестьянской капеллы бандуристов, впоследствии реорганизованной в Первую крестьянскую капеллу бандуристов имени Тараса Шевченко (1928).

Умер 24 сентября 1933 года. Похоронен на Троицком кладбище Миргорода.

А. Сластион — автор статей в украинских журналах «Киевская старина», «Родной край», газете « Рада » и других — псевдоним « Опішнянський гончар ». Также публиковался в российских журналах (в частности, о кобзарстве и кобзарях с их портретами), подготовил материал к книге « Украинские народные думы », т. I (1927); автор книг « Мартынович. Воспоминания »(1931) и « Портрети украинских кобзарей »(опубл. 1961).

В 1900-х работал над иллюстрациями к « Кобзарю » Тараса Шевченко, иллюстрировал его произведения (в частности « Гайдамаки » (1886), переизданные в 1920-х годах Яковом Оренштайном в Берлине , « Катерину »); также иллюстрировал читанку « Венок » Б. Гринченко , « Казаки и море » Даниила Мордовцева и другие.

Живописец украинских пейзажей и жанровых сцен: « Украинка », « Проводы на Сечь » (1886), « Миргород » (1901), « Вечер. Село »(1904), « Зима на Черниговщине »," На Волыни " и другие. Его живопись отмечена влиянием передвижничества, но с национальной тематикой.

В 1906 году принадлежал к группе иллюстраторов киевского сатирического журнала « Шершня », затем работал во многих украинских издательствах, в частности в журнале «Родной край» Олены Пчилки .

К 100-летию со дня рождения Тараса Шевченко А. Сластион выступил инициатором возведения памятника поэту в Миргороде, участвовал в сборе средств.

Во время революционных событий 1917—1920 годов спасал художественные шедевры из поместий известных семей. С 1918 года А. Сластион возглавлял комиссию по сбору культурных и художественных ценностей при отделе народного образования. Благодаря Афанасию Сластиону было сохранена значительная часть ценностей, которые находились в имениях в Хомутце (усадьба Муравьевых-Апостолов), Великих Сорочинцах (бывшие владения Гоголев-Яновских), Большой Обуховке (усадьба Капнистов), Кибинцах и Яреськах (владения Трощинских). На основе собранного материала в 1920 году был открыт «Научный и художественно-промышленный музей» (около 600 экспонатов), который впоследствии стал основой для Миргородского краеведческого музея. Музею А. Сластион подарил также сборник своих собственных произведений .

В 1920-х по проекту художника построены здание курорта в Миргороде и еще ряд сооружений.

Творчество

Портрет кобзаря П. Гащенко. 1905

Ведущей темой творчества Афанасия Сластиона были история, жизнь и быт украинского народа.

Самые известные живописные произведения

  • Казаки и море (иллюстрации к поэме Даниила Мордовцева, 1858).
  • Проводы на Сечь (1898).
  • На жатве (1899).
  • Гайдамаки (иллюстрации к поэме Тараса Шевченко, 1883—1885).
  • Старина украинская и запорожская (литографии в альбоме, 1890-е годы).
  • Портреты украинских кобзарей (серия 1875—1928) .

Произведения Сластиона хранятся в Национальном художественном музее Украины , Харьковском художественном музее , Полтавском государственном художественном музее и других.

Архитектурное творчество

Проект облицовки школы в Лохвицком земстве. 1910

В 1902—1903 годах поддерживал Василия Кричевского в борьбе за украинский национальный стиль здания губернского земства в Полтаве . В 1910—1913 годах проектировал ряд сельских гражданских зданий в украинском стиле, в частности, дома кооперативных обществ, сооружения на территории Миргородского курорта, дом земского врача в Чернухах , дома в Великих Сорочинцах и т. д. Долгое время созданные А. Сластионом сооружения не имели охранного статуса, в советские времена они часто подвергались разрушениям.

В 1913—1916 годах А. Сластион создал серию проектов земских школ для Лохвицкого уезда на 1, 2, 3 и 4 класса . Учебным заведениям был придан яркий национально ориентированный вид, они построены в стиле украинского архитектурного модерна . Эти школы имеют характерный признак — шестиугольные окна и башни, кирпичный декор на фасаде повторял украинский народный узор . Проекты были утверждены Лохвицким земством и получили распространение в Лохвицком (Чернухинская волость) и Лубенском уездах . На сегодня известно по меньшей мере 53 здания земских школ, построенных на территории Лохвицкого уезда в 1910—1914 годах по проектам Афанасия Сластиона . Одними из самых выдающихся были школы в Западинцах , Бодакве , Песках . Экономически выразительные в художественном смысле, они имели стены, украшенные кирпичным орнаментом, трапециевидными окнами, крышами с уступами и высокими шпилями над башнями, которые подчеркивали главные входы в школы. Пример построения этих школ вызвал ряд заимствований и повторений в других регионах, в частности на Черкащине , Киевщине и Николаевщине .

В 1914—1916 годах в Нежине построено здание первой в Нежине городской электростанции .

Память

В 1965 году на могиле А. Г. Сластиона (Троицкое кладбище города Миргорода) установлен железобетонный памятник (автор — А.Убийвовк), в 1989 году его заменили гранитным (автор — Р. А. Гусаренко).

В Миргороде открыты мемориальные доски, посвященные А. Г. Сластиону . 20 мая 2015 года в Полтаве Октябрьский переулок был переименован в переулок Афанасия Сластиона .

Галерея

Публикации Сластиона

  • Сластьонов А. Г. Кобзарь Михайло Кравченко и его думы / А. Сластион // Кієвская старина. — 1902. — Т. LXXVII, ч. 5. — С. 303—331.
  • Сластіон О. Дума що її склав у 1904 році кобзар М. Кравченко на події відомої «Сорочинської трагедії» // Первісне громадянство. — 1929, — Вип. 1. — С. 98-100.
  • Сластіон О. Мелодії українських дум і їх записування // Рідний край. — 1908. — № 41. — С. 6-8.
  • Сластіон О. Записування дум на фонографі // Рідний край. — 1909. — № 22.
  • Сластіон О. Г. Портрети кобзарів. — АН УРСР, 1961. — 62 с.
  • Сластьон О. Порфирій Мартинович.  — Полтава : Накладом газети «Рідне Слово» в друкарні «Печатне Діло»,  1919.  — 24 с.

Примечания

  1. . Офіційний сайт Миргородської міської ради (26 сентября 2017). Дата обращения: 7 февраля 2019. 11 февраля 2019 года.
  2. . Дата обращения: 7 февраля 2019. 22 декабря 2018 года.
  3. Дата обращения: 7 февраля 2019. Архивировано из 2 сентября 2013 года.
  4. Дата обращения: 7 февраля 2019. 12 декабря 2010 года.
  5. от 23 января 2019 на Wayback Machine // Радіо Свобода 10.09.2016
  6. . Дата обращения: 7 февраля 2019. 9 февраля 2019 года.
  7. . Дата обращения: 7 февраля 2019. Архивировано из 29 мая 2016 года.

Литература

  • Сластіон Юрій. Артист-маляр Афанасій Сластіон: До 25 річчя з дня смерті // Музейні вісті. — 1959. — Ч. 1. — С. 12-16.
  • Мішалов В. і М. Українські кобзарі-бандуристи. — Сідней, Австралія, 1986. — 106 с.
  • Енциклопедія українознавства : Словникова частина : [в 11 т.] / Наукове товариство імені Шевченка ; гол. ред. проф., д-р Володимир Кубійович . — Париж ; Нью-Йорк : Молоде життя ; Львів ; Київ : Глобус, 1955—2003.
  • Аббасов А. Опанас Сластьон. — К., 1973.
  • Полтавщина: Енциклопедичний довідник / За ред. А. В. Кудрицького. — К.: УЕ, 1992. — С. 875—876.
Источник —

Same as Сластион, Афанасий Георгиевич