Interested Article - Книга знания (сочинение Ибн Сины)

«Книга знания» («Дани́ш-намэ́», перс. دانشنامه ‎) — сочинение Ибн Сины (Авиценны) на персидском языке , написанное им в 1024—1037 годах .

Состав сочинения

Сочинение состоит из четырёх частей:

  1. «Логика»
  2. «Метафизика»
  3. «Физика»
  4. «Математика»

Последняя математическая часть была вскоре после написания утрачена, но затем написана заново аль-Джузджани , учеником Ибн Сины .

Смысл названия

Точное название сочинения — «Книга научного знания» («Даниш-намэ-и-алаи», перс. دانشنامه علائی ‎). Термин следует понимать в неоплатоническом философском подходе Ибн Сины, излагаемом им в разделе «Метафизика». Происходя от его же термина аль-Илайат ( Божественное знание ), он означает не знания, данные человеку свыше, но знания, которых человек может достичь сам силой своего верно направленного разума . При этом отвлечение от материальной стороны вещей и устремление к действующему уму откроет возможность прямого познания. Артур Сагадеев приводит такой характерный фрагмент из «Книги знания» :

Возможно найти такого редкого человека, который, если захочет, то поймет без учителя все науки подряд с начала до конца в течение одного часа, потому что он связан с действующим умом так хорошо, что ему не надо думать, словно ему откуда-то подсказывают, и в самом деле это так. Такой человек должен быть источником учения для человечества, и это не странно. Мы сами видели такого рода человека. Он изучил вещи мышлением и трудом, но при наличии силы догадки он не нуждался во многих трудах, и догадки его о многих вещах соответствовали тому, что было написано в книгах. Таким образом, ему не надо было читать много книг и трудиться над ними. Этот человек в возрасте 18—19 лет усовершенствовался в науках: философии, логике, физике. метафизике, геометрии, астрономии, музыке, медицине и прочих сложных науках до такой степени, что не встречал себе подобного. Он в последующие годы остался на том же уровне знаний, и ничего к его знаниям не прибавилось.

В Интернете и в некоторых популярных публикациях встречается объяснение «и-алаи» в полном названии как посвящение, адресатом которого является некий Ала ад-Даула, принц Исфахана . Это пример ошибочной народной этимологии .

При принятом в академической традиции написании «Даниш-намэ», в русскоязычных публикациях в Таджикистане встречается «Донишнома», эквивалент современного таджикского написания кириллицей .

Нарицательное значение в таджикском языке

«Книга знания» может служить описательным оборотом термина « энциклопедия » (происходит от «полный круг обучения» по-древнегречески ). И по своей сути сочинение Ибн Сины можно рассматривать как энциклопедический компендиум основных знаний основных наук того времени. Поэтому в современном таджикском языке , в рамках объявленной борьбы с иностранными заимствованиями , предлагается вместо заимствованного тадж. энсиклопедия использовать «исконное» тадж. донишнома . Нарушение такой рекомендации может повлечь даже угрозы судебного преследования .

Примечания

  1. // Новая философская энциклопедия. — М. : Мысль, 2010. — Т. 3.
  2. Inglis J. // Medieval Philosophy and the Classical Tradition: In Islam, Judaism and Christianity. — Routledge, 2005. — P. 235. — ISBN 1135790884 .
  3. Сагадеев А. В. . Дата обращения: 11 октября 2017. 15 октября 2017 года.
  4. Байзаев А. М. Язык "Донишнома" Абуали ибн Сино (терминология и словообразование). — автореферат диссертации к.ф.н. : Душанбе, 1992.
  5. . Свободная Европа/Радио Свобода (3 августа 2016). 11 октября 2017 года.
  6. . ASIA-Plus (4 октября 2017). 4 октября 2017 года.
Источник —

Same as Книга знания (сочинение Ибн Сины)