Вейде, Адам Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
А́дам Фульдский , или Адам из Фульды ( лат. Adam Fuldensis ) (ок.1445, Фульда — 1505, Виттенберг ) — немецкий теоретик музыки и композитор.
Сведения о жизни Адама скудны. Известно, что он был монахом бенедиктинского монастыря Форнбах-на-Инне (см. ) в Баварии, в котором занимался среди прочего и научной деятельностью. Оставив монастырь, с 1492 года выполнял обязанности хрониста при дворе Фридриха III Мудрого в Торгау и (с 1498 года) руководил тамошней придворной капеллой. С 1502 года в Виттенбергском университете преподавал свободные искусства . Среди учеников Адама был немецкий композитор, поэт и теоретик музыки Иоганн Вальтер . Адам Фульдский умер во время эпидемии чумы.
Адам известен в науке, главным образом, как автор труда «О музыке» (De musica, 1490), который был опубликован в 1784 году в антологии Мартина Герберта . Трактат состоит из четырёх частей, в которых обсуждаются разнообразные темы:
Центральное место в трактате Адама занимает учение о гармонии (звук, интервал, лад) и контрапункте . В области ритмической теории Адам известен как автор первого в истории определения тактуса : Tactus est continua motio in mensura contentae rationis . Примечательно, что обзор «первооткрывателей музыки» (который Адам традиционно начинает от библейских персонажей и Пифагора ) заканчивается упоминанием Гильома Дюфаи и Антуана Бюнуа , деяния которых (в одном ряду со «столпами» истории музыки вроде Боэция , Гвидо и Иоанна де Муриса ) рассматриваются как образец для подражания . Учение Адама содержит редкие для трактата теоретика-«монодиста» этические характеристики церковных ладов . Они даны в форме мнемонического стиха (автор приписывает его Гвидо Аретинскому , у которого ничего подобного нет), что свидетельствует не столько о «научном исследовании» этоса ладов, сколько о некоем «ярлыке» школьного клише:
Omnibus est primus, sed et alter, tristibus aptus:
Tertius iratus, quartus dicitur fieri blandus.
Quintum da laetis, sextum pietate probatis.
Septimus est iuvenum, sed postremus sapientum
.
Сохранилось незначительное количество музыкальных сочинений Адама Фульдского: четырёхголосная месса «Seit ich dich herzlieb meiden muss», написанная по стилистической модели Гильома Дюфаи , магнификат пятого тона, 10 обработок песнопений оффиция (в т.ч. гимны « Pange lingua », «Ut queant laxis» и два « Veni creator Spiritus ») и 3 светские песни (Lieder): «Ach hülf mich leid und senlich klag», «Ach Juppiter hetstu gewalt» (с акростихом ADAM VON FULDA), «Apollo aller kunst ein hort» . О популярности песни Адама «Ach hülff mich leid und senlich klag» свидетельствуют её латинская контрафактура под названием «O vera lux et gloria» в трактате Глареана «Додекахорд», а также многие её репринты в протестантских песенниках XVI—XVII веков.