Зе-ченг
- 1 year ago
- 0
- 0
Ченг или оттоманская арфа ( перс. چنگ «чанг» ) — струнный музыкальный инструмент Ближнего Востока . Был популярен в Оттоманской империи до второй половины XVII века . Также распространён в Китае , Турции , Армении , Азербайджане и Центральной Азии . В основном на нём играют женщины.
Название инструмента — «ченг» происходит от перс. چنگ чанг и связано со значением «держать», «хватать» .
В армянской этимологии «ченг» арм. Չանգ может быть переведено как «коготь».
Предшественницей персидской и оттоманской арф вероятнее всего был инструмент, запечатлённый на античной ассирийской глиняной табличке, хотя подобный музыкальный инструмент также изображён среди рисунков древних египтян .
B результате археологических раскопок, которые проводились недалеко от античного города Кавказской Албании Барда , в селе Шатырлы, территория нынешнего Азербайджана были найдены керамические сосуды, датирующиеся IV — III вв. до нашей эры, с изображением женщины, играющей на ченге. Эти находки являются памятниками местной материальной культуры. Доктор , который знаменит своими исследованиями в области музыки тюркских народов, в статье «Музыка и танцы древних тюрков» писал: «Среди культурных памятников, найденных во время раскопок на алтайских курганах, наибольший интерес представляют два ченга. Они были отнесены к 250 — 500 годам до нашей эры». К XIX веку он полностью вышел из употребления в азербайджанской музыкальной практике .
По своему строению ченг представляет собой дугообразный, продолговатый кверху музыкальный инструмент, типа арфы . На внешнюю лицевую часть корпуса натягивается кожа осетра, а к нижней части прикрепляется шатка, продолговатой формы, на которой в свою очередь располагаются колки. Струны ченга одним концом закрепляются на металлических петлях, которые находятся на кожаной части корпуса, а другим концом наматываются на деревянные колки.
Исполняют на ченге сидя, также, как и на арфе , играя пальцами правой и левой руки.
Великий классик персидской поэзии Низами Гянджеви в своих произведениях часто упоминает музыкальные инструменты народного творчества, в том числе и ченг. В частности в поэме « Семь красавиц » поэт пишет:
- Взяв в руки ченг , прекрасная пери,
- Поведала о муках, что снесла,
- И голос ченга зазвучал, услышан всеми,
- Как стон. И он влюбленных свёл с ума.
А в поэме « Хосров и Ширин » Низами добавляет:
- Шёлк этих щедрых струн, о ченг , твоё лицо
- Грим: серьга — напевности
- К словам и музыке царь устремился разом
- Что заиграет ченг ? Каким утешит сказом?