Парагвайская война
- 1 year ago
- 0
- 0
Парагвайская арфа ( исп. arpa paraguaya ) — народная арфа , развившаяся в Парагвае из инструмента, привезённого иезуитами в XVII веке , под влиянием культуры гуарани . Национальный инструмент Парагвая .
Парагвайская арфа в основном сопровождает голос гармонически и ритмически , но в её партии встречаются небольшие мелодические фрагменты . При использовании в качестве солирующего инструмента арфе нередко аккомпанирует одна или две гитары . Арфисты играют стоя; это почти всегда мужчины .
Этот инструмент получил широкое международное признание как в Южной Америке, так и в других частях света; в частности, на звукозаписях на парагвайской арфе чаще играют европейцы, чем парагвайцы .
Конструкция парагвайской арфы в целом соответствует европейской: сверху находится колковая рама, на которой колками закреплены струны ; одной стороной рама прикреплена к резонансной деке, укреплённой на резонаторном ящике, а с другой — к колонне. Как и все остальные латиноамериканские арфы, парагвайский инструмент легче своего европейского прародителя и настраивается диатонически . Все части арфы имеют испанские названия :
Средний вес парагвайской арфы — 10 кг; длина консоли — 138 см; ширина резонаторного ящика у основания — 42 см, у верха — 6 см, длина — 133 см . По сравнению с испанской арфой, у парагвайской сильнее изогнута верхняя часть рамы .
Большинство современных арф имеет 36—38 струн, классическая парагвайская арфа имела 32 . Современные струны обычно нейлоновые или сополимерные , тонические струны обычно красные, доминантные — синие или чёрные, а остальные остаются белыми . Дополнительные басовые струны в арфу добавили и Эпифанио Лопес , также они изобрели особую конструкцию колковой рамы: струны парагвайской арфы протянуты сквозь неё и проходят сквозь отверстия в нижней части . Басовые струны делятся на bordonillas (более высокого звучания) и bordonas , последние при этом плотно обмотаны ещё одной струной . Все струны натянуты слабо .
Колонну часто украшают сложной резьбой, геометрическими фигурами или вырезают на ней силуэт изящной гуарани .
До конца XIX века арфы в основном изготавливали из местных пород древесины: и ; с 1960-х обычны парагвайские арфы из обыкновенной сосны , и Cedrela fissilis .
Некоторые арфисты настраивают инструмент в фа-мажоре, другие — в соль-мажоре или ми-мажоре; некоторые используют систему Арсамендии: чёрные и красные струны всегда играют ля и ми, соответственно, а остальная арфа настроена в фа-мажоре .
Известные мастера-производители парагвайских арф — Папи Галан , Оскар Мальдонадо , Эпифанио Монгес , Аделио Овелар , Марио Овелар , братья Санабрия и Абель Санчес Гименес . Некоторые из них вносили дальнейшие усовершенствования в конструкцию Эпифанио Лопеса: Мариано Гонсалес добавил на парагвайскую арфу рычажки, повышающие звук на полтона, подобно тем, что используются на ; Овелар, Санчес Гименес и некоторые другие мастера также стали использовать рычажки .
Обычно парагвайские арфисты защипывают струны подушечками пальцев и ногтями . Правая рука исполняет мелодию октавами и дополняет терциями и секстами той же октавы, а левая аккомпанирует арпеджио , иногда играя полные аккорды .
В этническом отношении 95 % населения Парагвая являются метисами , потомками смешанных браков испанцев и гуарани . Остальные 5 % составляют коренные этнические группы ( аче , мака , кадивеу и др.), а также переселенцы из Европы и Японии: , , , украинцы , . Среди последних на арфе играют только некоторые японцы и меннониты .
Исполнитель должен подобрать репертуар в соответствии с мероприятием . В случае, если арфисту аккомпанируют гитары, он может сосредоточиться на сложных пассажах, не отвлекаясь на ритм и гармонию, которую играют гитары . Арфисты Парагвая очень изобретательны и много импровизируют, а также нередко заимствуют друг у друга фрагменты .
Арфисты помимо обычного используют два особых тремоло : trino и trémlo paraguayo : трино — быстрые движения вторым и третьим пальцами по струнам взад-вперёд . Другой приём — bordoneado , быстрый однократный защип басовой струны большим пальцем и заглушение струны ладонью . Также популярно обильное глиссандо , при котором третий палец приглушает резонанс струн за вторым .
В Парагвае арфистов делят на «популярных» ( исп. arpero popular ) и «профессиональных» ( исп. arpista ) . У профессиональных исполнителей со временем появляются индивидуальные особенности игры, помимо музицирования они также преподают и делают записи своей музыки . Большинство из них родом из провинции и родным языком у них является гуарани или дёпара . Слово arpero имеет несколько значений, в том числе «мошенник, вор», имело отрицательные коннотации и ассоциировалось с пьяницами и людьми, ведущими богемный образа жизни до успешных аргентинских туров, проведённых arpero в 1930—1940-х годах .
Arpero играют в «старом стиле», используя только большой и второй пальцы на правой руке (иногда также и средний) и вальсовый аккомпанемент левой рукой . Они захватывали струны с большой силой, так что их музыка звучала громко и резко .
Арфа считается национальным символом Парагвая наряду с кружевами няндути , блюдом чипая и напитком мате , который в Парагвае пьют холодным и называют терере . В 2010 году президент Парагвая Фернандо Луго подписал постановление конгресса о присвоении парагвайской арфе статуса «символического инструмента национальной музыкальной культуры» . В Европе её часто и именуют «индейской арфой», что неверно .
Двое исполнителей, Фелиш Перес Кардосо и , сделали наиболее яркий вклад в развитие парагвайской арфы . «Эпохой Кардосо» называют период с конца XIX века по 1930-е годы, а «эпохой Бордона» — промежуток с 1950-х .
Большинство арф в Парагвай завезли в XVII веке испанские иезуиты, однако точные даты их появления неизвестны, в том числе из-за того, что архивы и библиотеки оказались уничтожены во время Парагвайской войны . Первое упоминание арфы на территории Рио-де-ла-Плата относится к 1590 году, что предвосхищает появление в регионе иезуитов . До этого в Южной Америке не было струнных инструментов , за исключением нескольких смычковых, распространённых на небольшой территории . В Средних веках и в эпоху Просвещения арфа была популярна в Испании, откуда иезуиты отправлялись проповедовать среди гуарани Христианские миссионеры повсеместно использовали музыку как инструмент для обучения местного населения катехизису и сопровождали повседневную жизнь музыкой аналогично тому, как это делали в монастырях .
Аргентинская Кордова стала музыкальным центром этой части Южной Америки в XVII столетии, там работало множество талантливых композиторов, преподавателей и музыкантов . В третьей четверти XVIII века иезуиты были изгнаны из Парагвая, но многие гуарани, обучившиеся в их монастырях музыке, стали заниматься ей профессионально . В XIX веке арфа прочно вошла в народную музыку региона Рио-де-ла-Плата .
До конца XVIII — начала XIX века арфу можно было услышать во время католической мессы , однако популяризация арфы вывела её из сакральной музыки . В первой четверти XX столетия арфы начали играть вместе с гитарами .
получил типичное для arpero образование в глубинке . Вместе с лютнистом Эпифанио Лопесом Кардосо модифицировал конструкцию парагвайской арфы, также он развил гармонию и ритм традиционного аккомпанемента . Он часто выступал на радио Буэнос-Айреса с живыми концертами, играл с различными коллективами и сам, в дорогих ресторанах и студиях звукозаписи, где исполнял аргентинские и парагвайские народные произведения . Он вдохновлялся народной музыкой, когда сочинял собственные композиции .
Широкую популярность завоевала его аранжировка народной песни Pájaro campana , имитирующая брачное пение одноимённой птицы , а также оригинальная композиция Tren lechero ; в обеих можно услышать инновации, введённые в исполнительскую технику самим Кардосо: короткие мелодические глиссандо , особое тремоло trémolo paraguayo и игру на добавленных им же басовых струнах bordoneado .
Парагвайская арфа впервые завоевала популярность в Аргентине в 1930—1940-х благодаря гастролям Кардосо . После Кардосо множество парагвайских арфистов отправились выступать в Аргентине, Боливии, Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Перу, Чили, Эквадору, карибским странам , Канаде и США . Его техники продолжают имитировать, а его сочинения пользуются большой популярностью в народе .
До конца 1950-х арфа в основном аккомпанировала голосу вместе с небольшими ансамблями исп. conjuntos . В 1950-х Дигно Гарсия , игравший в коллективе Trío Los Paraguayos , много концертировал в Европе и Азии, познакомив их с парагвайской арфой . С этого времени парагвайские арфисты воспринимают свою игру не только как музыкальное достижение, но и как выражение своего патриотизма, особенно если выступают за границей . Тогда же власти Парагвая стали поощрять «патриотическую» музыку и искусство (это продолжалось до середины 1980-х) . В 1951 году Дионисио Арсамендиа первым из арфистов начал петь в conjuntos .
«Эпоха Бордона» началась 1959 году, когда он озаглавил свою запись Harpa paraguáia : до него у парагвайской арфы не было широко известного имени . Он также стал первым исполнителем, выпустившим сольный LP . Вслед за ним карьеру солиста избрали профессиональные arpista Николас Кабальеро , Сезар Катальдо , , . Другие же знаменитые арфисты продолжали аккомпанировать ансамблям- conjuntos .
Бордон много лет жил в Бразилии, он стал первым парагвайским арфистом, сделавшим записи бразильской музыки на своём инструменте: он играл на арфе карнавальные произведения, болеро и танго .
Благодаря появлению рычажков, ключей и техник прижимания струн пальцами для извлечения звука на полтона выше парагвайская арфа стала хроматическим инструментом, что открыло ей новый репертуар . В 1960-х парагвайские арфисты начали исполнять интернациональную музыку, что было положительно оценено зарубежной аудиторией . В начале 1970-х парагвайская арфа впервые зазвучала в академической музыке — в исполнении Абеля Санчеса Гименеса .
С 1980-х арфа часто используется на музыкальных фестивалях . В столице, Асунсьоне , регулярно проводятся фестивали арфовой музыки . С 1990-х годов популярность инструмента увеличилась, и спрос на них вырос .
В XXI веке молодые музыканты ищут современный подход не только к музыке, но и к старинному инструменту. Один из них — , больше известный как «Ати» или «Ати сумасшедший арфист» (англ. Athy Freak Harper). Это пока единственный музыкант из Аргентины , сделавший арфу электрической, подобно гитаре .
Классический репертуар парагвайской арфы — польки в размере 6/8 с гемиолами . Музыка может быть «кырены» ( kyre’ỹ ) — «живой», и «пурахей-асы» ( purahéi asy ) — исполняемой с сильным чувством . С 1950-х на арфе исполняют многие народные произведения других стран Латинской Америки, тоже в основном диатонических с короткими мелодическими фразами . После последней доли такта часта синкопа , создающее ощущение отстающей мелодии . Испанское влияние видно в использовании фригийского оборота . Композиции обычно состоят из куплетов, предваряющихся короткими инструментальными проигрышами или бриджами