Комуз (струнный музыкальный инструмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Корнет ( итал. cornetto , фр. cornet à bouquin , англ. cornett ), или цинк ( нем. Zink ) — старинный духовой музыкальный инструмент. Изготавливался преимущественно из дерева, редко — из слоновой кости. Был распространён в западной Европе с середины XV до середины XVII века; пора расцвета — начало XVII века. Благодаря движению аутентизма , а также интересу к средневековой музыке, корнет снова обрёл популярность в конце XX века.
По современной классификации корнет относится к медным духовым музыкальным инструментам , несмотря на то что часто изготавливался из других материалов — как правило, из дерева, обтянутого кожей (иногда — из слоновой кости). На корнете музыкант играет как на трубе. Звуки возникают в мундштуке (из латуни, дерева, рога или слоновой кости), который исполнитель держит губами. Музыкант может держать мундштук как в уголках губ, так и посередине. Звучание корнета описывают как нечто среднее между флейтой и трубой. Стандартный диапазон корнета от g to a 2 .
С XV до середины XVII века корнет был одним из важнейших музыкальных инструментов в Европе. Считалось, что он может особенно точно имитировать человеческий голос. Предположительно, музыка позднего Средневековья была более «ориентальной», нежели современная, и поэтому «растягивание» звука на корнете считалось обычным явлением.
Обучение игре на старинном корнете — сложный процесс, требующий больших затрат времени и многолетнего совершенствования мастерства.
Корнеты представляют собой коническую трубу с семью отверстиями. По конструкции разделяются на несколько видов:
Иконография корнета прослеживается начиная с XI—XII в. (особенно в Англии) . Во французской средневековой литературе корнету, возможно, соответствовал инструмент, который описывался как cor à doigts . Корнет изображён на барельфе Линкольнского кафедрального собора (1311) . В эпоху Возрождения цинк использовался во время городских праздников как верхний голос над группой тромбонов (заменяя трубу, которая считалась благородным, «дворянским» инструментом). В конце XVI века в Италии корнет — виртуозный сольный инструмент. Знаменитым итальянским корнетистом был Джованни Бассано .
В XVII веке с ростом популярности скрипки корнет постепенно вышел из употребления. Дольше всего его ведущее положение сохранялось в Северной Европе, где последние сольные композиции для него были написаны во второй половине XVIII века. Серпент (Serpent) же вплоть до 1800 года использовался как единственный басовый инструмент, и вплоть до конца XIX века звучал в военных оркестрах. В юности на корнете играл император России Александр III .
Одним из произведений, дошедшим до наших дней, в котором корнету выделена значимая оркестровая партия, стала опера « Орфей » Клаудио Монтеверди , написанная в 1607 году.
Корнет был популярен в роли аккомпанирующего инструмента в венецианских соборах, особенно в Соборе Святого Марка , где предпочитали расширенный инструментальный аккомпанемент хору, а также для усиления вокальной партии. Джованни Габриели писал для корнетиста Джованни Бассано. Генрих Шютц также использовал корнет в своих ранних композициях — он учился у Габриелли в Венеции и был знаком с исполнением Бассано.
Многие сольные партии для корнета сохранились до наших дней. И Иоганн Себастьян Бах , и Георг Филипп Телеман использовали корнет (и корнеттино) в своих кантатах в унисон с партией хорового сопрано. Изредка композиторы выделяли корнету сольные партии (см. кантату И. С. Баха ). Скарлатти использовал корнет и пары группы корнетов в нескольких из своих опер. Иоганн Йозеф Фукс выделил корнету партию в своем Реквиеме. Кристоф Виллибальд Глюк использовал корнет в своей опере « Орфей и Эвридика » (альтернативно эту партию по задумке композитора может исполнять сопрано-тробмон).