Нагибин, Юрий Маркович
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Маркович Буцко́ ( 28 мая 1938 , Лубны , Полтавская область , Украинская ССР , СССР — 25 апреля 2015 , Москва , Россия ) — советский и российский композитор.
Родился в городе Лубны Полтавской области в семье военнослужащего. После войны семья переехала в Москву, где он поступил в музыкальную школу, а затем на исторический факультет Московского государственного педагогического института, который оставил после двух курсов, чтобы продолжить занятия музыкой. После окончания хорового факультета Музыкального училища имени Октябрьской революции поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в класс композиции С. А. Баласаняна . Закончил в 1966 -м консерваторию, затем аспирантуру и в 1968 начал преподавать чтение партитур и инструментовку (закончил преподавание в звании профессора в 2013 году).
Первые произведения Буцко, получившие значительную известность, появились ещё в консерваторские годы. Они связаны с продолжением традиций русской музыкальной классики, в особенности М. П. Мусоргского : моноопера «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому. Ряд сочинений 1960—1970-х годов связан с так называемой «новой фольклорной волной» в русской музыке этого периода: кантаты «Вечерок», «Свадебные песни», оратория «Сказание о Пугачевском бунте» (премьера была сыграна в 2019 году).
Оба эти направления сохраняются и тогда, когда Буцко сосредоточивается на разработке особой ладогармонической и полифонической системы, основанной на закономерностях древнерусских монодических (одноголосных) церковных роспевов (фундамент — 12-ступенный диатонический звукоряд — «обиходный лад» , в котором опорные тоны, отстоящие друг от друга на кварту, в сумме своей составляют «двенадцатизвучие на расстоянии»). Самое крупное произведение этого стиля — «Полифонический концерт. Девятнадцать контрапунктов для четырех клавишных инструментов, хора и ударных инструментов на темы русского знаменного роспева » (около 3 с половиной часов звучания). Затем элементы созданной системы входят органической частью в музыкальный язык композитора, а древнерусские темы свободно разрабатываются в его сочинениях.
В последние десятилетия Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Из вокально-симфонических произведений этих лет наиболее значительные — оратория «Песнослов» на стихи Николая Клюева и «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю» (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансамбля.
В разных сочинениях Буцко встречаются неоднократно знаменные темы, особенно часто — как «итог», «вывод», преимущественно в финалах больших циклических форм, хотя и не только в них. В подобных случаях — то есть в сочетании с темой или с текстом в вокально-инструментальных произведениях — авторская «система» может быть легко воспринята на слух. В других ситуациях её влияние менее очевидно, но оно несомненно постоянно присутствует в гармоническом языке композитора, в принципах построения формы, в общем профиле его сочинений.
Примечательно, что Буцко, знающий современный церковно-певческий обиход и хорошо знакомый с древней традицией, не прибегает в своем творчестве впрямую к церковно-певческим формам, то есть не сочиняет музыкальные циклы литургии, всенощного бдения и проч. Ему очевидны преграды, возникающие при совмещении современного художественного сознания с требованиями церковного канона, и потому, так или иначе входя в поле церковной традиции, он не посягает на «богослужебность» своих композиций и всячески избегает «декоративной» стилизации церковной интонационности. Можно сказать, что знаменное пение воспринимается им прежде всего как некий совершенный многогранный кристалл, свет на который может падать с той или иной стороны, с разной степенью яркости, того или иного цвета, но никогда не исчерпает всего, что скрыто в этом кристалле.
Именно поэтому композитор всегда подчеркивал, что «знаменный лад» Полифонического концерта ни в коей мере не является «универсальной», «тотальной» системой, подобно додекафонии , сериальной технике и проч. «Система» Буцко неразрывно связана и с тем миром, из которого она выросла, и с личностью композитора. Попытки применить предложенные ладовые или конструктивные принципы выборочно, как «приемы», не могут привести к сколько-нибудь ценному результату (а такие попытки предпринимались).
Начиная со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов Буцко много работал в театре и в кино, в частности, в Театре на Таганке (музыка к спектаклям «Пугачев», «Мать», «Гамлет» и др.), в Театре имени Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» и др.), на студии «Мосфильм» (телесериал «Хождение по мукам» по роману А. Н. Толстого, музыка к реставрации кинофильма «Барышня и хулиган» с участием В. В. Маяковского и др.).
Некоторые сочинения Буцко (в том числе крупной формы) остаются неисполненными и неизданными.
Умер 25 апреля 2015 года в Москве . Похоронен на Введенском кладбище (5 уч.).