Interested Article - Маком

Маком ( узб. maqom , тадж. мақом ) среднеазиатский вокально-инструментальный жанр с широким использованием импровизации и циклической структурой произведений . Исторически является разновидностью макама , разделяется на три основные традиции: бухарский шашмаком , и .

Макам восходит к IV веку нашей эры, но история макома как отдельной среднеазиатской традиции начинается в XI—XII веках, когда сформировался местный цикл из 12 макомов ( узб. Duvozdahmaqom ) . Развитием этого жанра занимались учёные, музыканты и философы: аль-Фараби , Ибн Сина , дервиш Али Чанги, Барбад , , Алишер Навои и многие другие . Среди религиозных направлений макому больше всего благоволили суфизм и иудаизм .

В репертуар макома входит около 50 композиций разной продолжительности . Бухарская школа макома появилась в XVI столетии, чуть позже возникла хорезмская школа в Хиве , а затем — ташкентско-ферганская школа, расцвет которой пришёлся на Коканд , Андижан и другие города Ферганской долины . Большу́ю роль в развитии макома, особенно в Бухаре, сыграли местные евреи , не находившиеся под влиянием негативного отношения ислама к музыке . Хорезмский маком отличается от бухарского более ярким тоном и содержит более развитые инструментальные секции и собственные мелодии, также в хорезмской традиции было допустимо добавлять в маком такие инструменты как аккордеон . Ташкентская школа, напротив, использовала более короткие одночастные произведения и отказалась от макомного круга ладов .

В XIX веке в Хиве была изобретена нотная запись для макома, «танбурная нотация» . Ещё в XX веке маком стал предметом межнационального напряжения: так, советские записи шашмакома, сделанные Виктором Успенским , сделаны без слов, потому что оригинальные произведения должны были исполняться на персо-таджикском языке , что противоречило желанию министра образования тюркизировать маком . Это напряжение сохраняется и в 2010-х годах: власти Узбекистана избрали маком (и особенно шашмаком) символом узбекистанской культуры , несмотря на его мультикультурность, мультирелигиозность и многоязычность .

С 2003 года шашмаком входит в список нематериального наследия человечества ; в 2017 году вышел указ президента Узбекистана, посвящённый макому, его сохранению и развитию .

Примечания

  1. , p. 59.
  2. , p. 60.
  3. , p. 87.
  4. , p. 224.
  5. , p. 60—61.
  6. , p. 86.
  7. , p. 62.
  8. , p. 62.
  9. , p. 87.
  10. , p. 62, 71—72.
  11. , p. 88.
  12. , p. 108.
  13. , p. 88.
  14. , p. 77.
  15. , p. 226.

Литература

  • Khurshid Abdurayimovich Tursunov. . — 2019. — Т. 80 , вып. 12 . — С. 60—64 . — ISSN . — doi : .
  • Ramazonova Ug’Iloy Нolmurodovna, Sayfullaeva Oqila. // Проблемы педагогики. — 2020. — № 2 (47) .
  • Mukhitdinova, Malokhat; Medvedeva, Alexandra; and Bazarova, Marina : Vol. 2021 : Iss. 5 , Article 9. // Mental Enlightenment Scientific-Methodological Journal. — 2021. — Вып. 9 , № 5 .
  • Йулчиева Муноджат. // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 30 (72) .
  • Elena Reikher. Professionalism in the Musical Tradition of the Bukharan Jews: Its Roots, Hypotheses, Facts // (англ.) . — Ariel University, Institute for Research of Jewish Communities of Caucasus and Central Asia, 2014.
  • Tanya Merchant. Imagined Homogeneity: Maqom in Soviet and Uzbek national projects // / Tong Soon Lee. — 2021. — ISBN 978-1-003-14272-0 .
Источник —

Same as Маком