Симфони́ческий орга́н
— вид
органа
, исполнительские возможности которого по своим
тембровым
,
регистровым
и динамическим характеристикам (богатству звуковых красок, тонально-сонорному охвату, колоссальной широте динамического диапазона и т.д.) сопоставимы и даже могут превосходить исполнительские возможности большого
симфонического оркестра
.
Наиболее крупные, сложные и мощные симфонические органы имеют до семи мануалов (клавиатур), до 500 клавиш, до 400 регистров и свыше 30000 духовых труб.
Содержание
История возникновения
Появление симфонических органов связывают в первую очередь с именем знаменитого
французского
органного мастера
Аристида Кавайе-Колля
(Aristide Cavaillé-Coll,
1811
—
1899
), который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра.
Самым крупным и сложным (100-регистровым) симфоническим органом, сконструированным Аристидом Кавайе-Коллем, и одновременно крупнейшим органом во всей Франции, стал орган церкви Сен-Сюльпис в
Париже
(
1862 год
).
Именно на органе церкви Сен-Сюльпис, не уставая восхищаться его исполнительскими возможностями, долгие годы творил
Сезар Франк
(César Franck, 1822—1890)
, а затем и другой мастер
органной симфонии
—
Луи Виктор Жюль Вьерн
(Louis Victor Jules Vierne, 1870—1937).
Другим крупным (вторым по величине и возможностям) симфоническим органом, сконструированным Аристидом Кавайе-Коллем явился орган знаменитого
Собора Парижской Богоматери
(
1868
). Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку старого органа Собора Парижской Богоматери, в результате чего прежний барочный инструмент приобрел типичное для органов Кавайе-Колля «романтическое» звучание: число регистров увеличили до 86, а механическая
трактура
органа была снабжена
рычагами Баркера
.
Среди ряда прочих композиторов, на органе Собора Парижской Богоматери играли Сезар Франк и
Камиль Сен-Санс
.
Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора
Сен-Сюльпис
считается одной из престижнейших во Франции. С
1900
по
1937 год
этот пост занимал Луи Виктор Жюль Вьерн.
Три самых крупных симфонических органа, сконструированных во всём мире, находятся в
США
:
Wanamaker Organ (
Филадельфия
, Murray M. Harris/Los Angeles Art Organ Co., 1904; Wanamaker Organ Shop, 1914-1917, 1924-1927): 6 мануалов, 461 клавиш, 396 регистров, 28482 трубы.
First Congregational Church Organ (
Лос-Анджелес
, E. M. Skinner Opus 856, 1931; Schlicker, 1969; Meunch, 1994; Robert David, 1995): 5 мануалов, 346 клавиш, 233 регистров, более 20000 труб.
Тембральные и некоторые другие характеристики симфонического органа «Wanamaker Organ»
ОСНОВНОЙ:
I Choir
Double Dulciana
16′
Dulciana
8′
Open Diapason
8′
Violin Diapason
8′
Stopped Diapason
8′
Concert Flute
8′
Salicional
8′
Quintadena
8′
Vox Angelica
8′
Vox Celeste
8′
Keraulophone
8′
Forest Flute
4′
Salicet
4′
Piccolo
2′
Soft Cornet VI
Saxophone
16′
Saxophone
8′
English Horn
8′
Clarinet
8′
II Great
Unenclosed Great
Sub Principal
32′
Contra Gamba
16′
Double Diapason
16′
Sub Quint
10⅔′
Diapason Phonon
8′
Diapason Major
8′
First Diapason
8′
Second Diapason
8′
Third Diapason
8′
Fourth Diapason
8′
Gamba (2 ranks)
8′
Major Tibia
8′
Mezzo Tibia
8′
Minor Tibia
8′
Double Flute
8
Nazard Flute (2 ranks)
8′
Octave
4′
Mixture VIII
Harmonic Trumpet
8′
Enclosed Great
Covered Tibia
8′
Harmonic Flute
8′
Quint
5⅓′
Harmonic Flute
4′
Principal
4′
Tierce
3
1
⁄
5
′
Octave Quint
2′
Super Octave
2′
Mixture VII
Double Trumpet
16′
Tuba
8′
Trumpet
8′
Harmonic Clarion
4′
Great Chorus
Diapason Magna
8′
Stentorphone
8′
First Diapason
8′
Second Diapason
8′
Third Diapason
8′
Major Flute
8′
Double Flute
8′
Gamba
8′
Flute
4′
Octave
4′
Nazard
2⅔′
III Swell
Double Diapason
16′
Soft Bourdon
16′
Stentorphone
8′
Horn Diapason
8′
Violin Diapason
8′
Bell Flute
8′
Orchestral Flute
8′
Harmonic Flute
8′
Grand Flute (2 ranks)
8′
Double Flute
8′
Tibia Dura
8′
Clarabella
8′
Melodia
8′
Soft Dulciana
8′
Gamba Celeste (2 ranks)
8′
Gamba
8′
Quint Bourdon
5⅓′
Harmonic Flute (2 ranks)
4′
First Octave
4′
Second Octave
4′
Nazard (from Mixture V)
2⅔′
Harmonic Piccolo
2′
String Mixture V
Mixture VI
Bass Tuba
16′
Bass Trombone
16′
Contra Fagotto
16′
Double Oboe Horn
16′
Trombone
8′
Tuba
8′
Fagotto
8′
Oboe
8′
Trumpet
8′
Horn
8′
Bassett Horn
8′
Clarinet
8′
Clarinet (2 ranks)
8′
Vox Humana (2 ranks)
8′
Harmonic Clarion
4′
Musette
4′
Original String Division
Contra Bass
16′
Violoncello
8′
Viol
8′
Viol
8′
Viola
8′
Quint Viol
5' 1/3
Octave Viol
4′
Violina
4′
Tierce
3
1
⁄
5
′
Corroborating Mixture V
Viol Cornet IV
IV Solo
Double Open Diapason
16
Grand Viol
16
First Diapason
8
Second Diapason
8
Third Diapason
8
Violin Diapason
8
Viol
8
Viol
8
Harmonic Flute
8
Tierce Flute (2 ranks)
8
Chimney Flute
8
Clarabella
8
Gemshorn
8
Nazard Gamba (2 ranks)
8
Grand Gamba
8
Grand Gamba
8
Quintaphone
8
Quint Diapason
5⅓
Octave
4
Harmonic Flute
4
Harmonic Tierce
3
1
⁄
5
Twelfth Harmonic
2⅔
Piccolo Harmonic
2
Double Trumpet
16
Tuba
16
Trumpet
8
Soft Tuba
8
Cornopean
8
Ophicleide
8
Musette
8
Ophicleide
4
Soft Tuba
4
Grand Mixture VI
Mixture V
Mixture VI
Pedal
Gravissima
64
Contra Diaphone
32
Diaphone
16
First Contra Open Diapason
32
Second Contra Open Diapason
32
First Open Diapason
16
Second Open Diapason
16
Third Open Diapason
16
Open Diapason
8
Contra Bourdon
32
Bourdon
16
Soft Bourdon
16
Octave Soft Bourdon
8
Open Flute
16
Soft Flute
8
Flute
4
Violone
16
Gamba
16
Dulciana
16
Soft Dulciana
8
Open Quint
10⅔
Stopped Quint
10⅔
Stentor
8
Octave
8
First Tibia
8
Second Tibia
8
First Tibia
4
Second Tibia
4
First Cello
8
Second Cello
8
Principal
4
Octave
4
Mixture VII
Mixture VIII
Mixture VIII
Grand Mutation ×
Contra Bombarde
32
Bombarde
16
Bombarde
8
Trombone
16
Tuba
16
Euphonium
16
Contra Fagotto
16
Octave Fagotto
8
Tromba
8
Clarion
4
ЭФИРНЫЙ:
V Ethereal
Bourdon
16′
First Open Diapason
8′
Second Open Diapason
8′
Clear Flute
8′
Harmonic Flute
8′
Double Flute
8′
Quint Flute
8′
Grand Gamba
8′
Grand Gamba
8′
Octavo
4′
Harmonic Flute
4′
Twelfth Harmonic
2′
2′/3
Harmonic Piccolo
2′
Mixture IV
Tuba Profunda
16′
Tuba Mirabilis
8′
French Trumpet
8′
Grand Clarinet
8′
Post Horn
8′
Tuba Clarion
4′
VI Stentor
Cello 1 (String)
8
Cello 1 # (String)
8
Cello 1 ♭ (String)
8
Cello 2 (String)
8
Cello 2 # (String)
8
Cello 2 ♭ (String)
8
Nasard Gamba II (String)
8
Nasard Gamba II # (String)
8
Clear Flute (Ethereal)
8
Clear Flute (Ethereal)
4
Ethereal Pedal
Acoustic Bass
32′
Diapason
16′
Bombarde
16′
Bombarde
8′
РЕВЕРБЕРАЦИОННЫЙ:
Echo
(floating)
Bourdon
16
Open Diapason
8
Violin Diapason
8
Stopped Diapason
8
Night Horn
8
Clarabella
8
Melodia
8
Orchestral Viol
8
Soft Viol
8
Soft Viol
8
Unda Maris (2 ranks)
8
Open Quint
5⅓
Octave
4
Harmonic Flute
4
Mellow Flute
4
Cornet Mixture V
Mixture VI
Double Trumpet
16
Trumpet
8
Capped Oboe
8
Euphone
8
Vox Humana
8
Echo Pedal
Open Diapason
16′
Stopped Diapason
16′
ОРКЕСТРАЛЬНЫЙ:
Orchestral
(floating)
Contra Quintadena
16′
Duophone
8′
Tibia
8′
Covered Tibia
8′
Concert Flute
8′
Harmonic Flute
8′
Mellow Flute
8′
String Flute
8′
Double Flute
8′
Hollow Flute
8′
Harmonic Flute
4′
Orchestral Flute
4′
Covered Flute
4′
Octave
4′
Harmonic Piccolo
2'
Super Octave
2'
English Horn
16′
Bass Clarinet
16′
Bass Saxophone
16′
Bassoon
16′
English Horn
8′
Orchestral Clarinet
8′
Orchestral Cromorne
8′
Saxophone
8′
Orchestral Bassoon
8′
Bassett Horn
8′
Oboe
8′
Orchestral Oboe
8′
Orchestral Trumpet
8′
First French Horn
8′
Second French Horn
8′
Third French Horn
8′
Kinura
8′
Muted Cornet
8′
Vox Humana Chorus
(floating)
Vox Humana
16′
First Vox Humana
8′
Second Vox Humana
8′
Third Vox Humana
8′
Fourth Vox Humana
8′
Fifth Vox Humana
8′
Sixth Vox Humana
8′
Seventh Vox Humana
8′
Vox Humana Chorus Pedal
First Vox Humana
16′
Second Vox Humana
16′
СТРУННЫЙ:
String
(floating)
Violone
16′
First Contra Gamba
16′
Second Contra Gamba
16′
First Contra Viol
16′
Second Contra Viol
16′
First Viol
16′
Second Viol
16′
Violin Diapason
8′
Gamba
8′
Nazard Gamba (2 ranks)
8′
Nazard Gamba (2 ranks)
8′
First 'Cello
8′
First 'Cello #
8′
First 'Cello ♭
8′
Second 'Cello
8′
Second 'Cello #
8′
Second 'Cello ♭
8′
First Orchestral Violin
8′
First Orchestral Violin #
8′
First Orchestral Violin ♭
8′
Second Orchestral Violin
8′
Second Orchestral Violin #
8′
Second Orchestral Violin ♭
8′
Third Orchestral Violin
8′
Third Orchestral Violin #
8′
Third Orchestral Violin ♭
8′
Fourth Orchestral Violin
8′
Fourth Orchestral Violin #
8′
Fourth Orchestral Violin ♭
8′
Fifth Orchestral Violin
8′
Fifth Orchestral Violin #
8′
Fifth Orchestral Violin ♭
8′
Sixth Orchestral Violin
8′
Sixth Orchestral Violin #
8′
Sixth Orchestral Violin ♭
8′
First Muted Violin
8′
First Muted Violin #
8′
First Muted Violin ♭
8′
Second Muted Violin
8′
Second Muted Violin #
8′
Second Muted Violin ♭
8′
String
Third Muted Violin
8′
Third Muted Violin #
8′
Third Muted Violin ♭
8′
Fourth Muted Violin
8′
Fourth Muted Violin #
8′
Fourth Muted Violin ♭
8′
Fifth Muted Violin
8′
Fifth Muted Violin #
8′
Fifth Muted Violin ♭
8′
Sixth Muted Violin
8′
Sixth Muted Violin #
8′
Sixth Muted Violin ♭
8′
First Dulciana
8′
First Dulciana #
8′
Second Dulciana
8′
Second Dulciana #
8′
Third Dulciana
8′
Third Dulciana #
8′
Fourth Dulciana
8′
Fourth Dulciana #
8′
Fifth Dulciana
8′
Fifth Dulciana #
8′
Sixth Dulciana
8′
Sixth Dulciana #
8′
Quint Viol
5' 1/3
Quint Viol #
5' 1/3
First Orchestral Violina
4′
First Orchestral Violina #
4′
Second Orchestral Violina
4′
Second Orchestral Violina #
4′
Tierce Viol
3' 1/5
Tierce Viol #
3' 1/5
Nazard Violina
2' 2/3
Nazard Violina #
2' 2/3
Super Violina
2'
Super Violina #
2'
First Octave Dulciana
4′
First Octave Dulciana #
4′
Second Octave Dulciana
4′
Second Octave Dulciana #
4′
Dulciana Mutation V
String Pedal
Contra Diaphone
32′
Diaphone (ext)
16′
Diaphone (ext)
8′
Contra Gamba
32′
Gamba (ext)
16′
Gamba (ext)
8′
First Violone
16′
Second Violone
16′
First Violone (ext)
8′
Second Violone
8′
Violone
4′
Viol
16′
Viol
16′
Viol
8′
Viol
8′
Grand String Pedal Mixture XII
32
Mutation Diaphone
16′
Mutation Viol
16′
Mutation Viol
10⅔
Mutation Viol
8′
Mutation Viol
5' 1/3
Mutation Viol
4′
Mutation Viol
2' 2/3
Mutation Viol
2'
Mutation Viol
1' 3/5
Mutation Viol
1' 1/3
Mutation Viol
4/5′
ГУЛКИЙ:
Tuba Magna (from 8')
16'
Tuba Magna
8′
УДАРНЫЙ:
Percussion
Major Chimes
C–c1
Minor Chimes
G–G
Metalophone
C–C2
Celeste
C–c2
Piano I
(prepared for)
Piano II
standard 88 notes
Harp I
tenor C–c2
Harp II
(prepared for)
Gongs
tenor C–C2
Crescendo Cymbal
Cymbalstar
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 15 мая 2012.
3 декабря 2013 года.
«Если бы вы знали, как я его люблю, — говорил Франк о своем органе, — он так послушен моим пальцам и так покорен моим мыслям» (Цит. по кн.: Рогожина И. Сезар Франк. М., 1969, с. 29).
Из истории мировой органной культуры XVI—XX веков
, Учебное пособие. Москва, «Музиздат», 2008.
Органная книжечка
, Очерки по истории и теории органного искусства. Москва, Научно-издательский центр Московская консерватория, 2008.
Winfried Bönig, Ingo Bredenbach:
Orgelliteraturspiel — Orgelbaukunde
. 4. Band in: Hans-Jürgen Kaiser, Barbara Lange (Hrsg.):
Basiswissen Kirchenmusik. Ein ökumenisches Lehr- und Lernbuch in vier Bänden mit DVD und Registerband zur Grundausbildung und Berufsbegleitung evangelischer und katholischer Kirchenmusikerinnen und Kirchenmusiker.
Carus-Verlag, Stuttgart 2009.
ISBN 978-3-89948-125-9
Hermann J. Busch, Matthias Geuting (Hrsg.):
Lexikon der Orgel.
Laaber-Verlag, Laaber 2007,
ISBN 978-3-89007-508-2
.
Douglas E. Bush und Richard Kassel The organ: An encyclopedia? London — 2006
Nicholas Thistlethwaite und Geoffrey Webber, The Cambridge companion to the organ Cambridge University Press, 1998.
ISBN 9780521575843
Henri de Rohan-Csermak, Aristide Cavaillé-Coll, Le Pérégrinateur, Toulouse (L’esprit Curieux) — 1999.
ISBN 2-910352-22-6
François Turellier,
Les orgues et les organistes de la cathédrale Sainte-Croix|cathédrale Sainte-Croix d’Orléans. Leur place à l'église et dans la ville, des origines jusqu’aux travaux d’Aristide Cavaillé-Coll
, in :
L’Orgue
, revue trimestrielle publiée par l’Association des Amis de l’Orgue en coédition avec Symétrie, N° 291, Versailles, Lyon, 2010-III, p. 3-33.
Ariam / Île-de-France,
Orgues de l'Île-de-France. Inventaire réalisé sous la direction de Pierre Dumoulin
: tome IV — Inventaire des Orgues de Paris, Première Partie, Paris, Aux Amateurs de Livres, 1992 ; tome V — Inventaire des Orgues de Paris, Deuxième Partie, Paris, Klincksieck, 1995 ; tome VI — Inventaire des Orgues de Paris, Troisième Partie, Paris, Klincksieck, 1997.