Interested Article - Органная месса

Органная месса (нем. Orgelmesse) — органная сюита из пьес на cantus firmus и свободных (тематически независимых) пьес, предназначенная для сопровождения католических и протестантских месс в технике alternatim . Была распространена в Италии, Франции и Германии в эпоху барокко .

Исторический очерк

Органная месса родилась из органных версетов , древнейшие прототипы которых (на нормативные григорианские мелодии Kyrie и Gloria) находятся в рукописи из Фаэнцы (ок. 1400). Cantus firmus в этих двухголосных версетах выдержан большими длительностями в теноре, на фоне которого разворачивается фактурно оживлённый верхний голос. Примеры обработок ординарных распевов мессы содержатся также в немецких источниках XV века, например, в «Буксхаймской органной книге» (ок. 1460-70). Гораздо реже в органных версетах использовались обработки проприальных мелодий мессы ( интроиты в Буксхаймской органной книге, оффертории , градуалы , секвенции ) и оффиция ( библейских песней и гимнов, как, например, у А. де Кабесона ).

Первые образцы полных органных месс, то есть содержащих все части ординария , принадлежат композиторам т. наз. «второго ряда» в Германии , Франции , Англии и Италии . Три полные органные мессы (Missa Dominicalis, Missa Apostolorum, Missa de Beata Virgine) сочинил Клаудио Меруло (1568).

Расцвет органной мессы пришёлся на XVII век. В это время её культивировали преимущественно в Италии и Франции. Три полные органные мессы (те же, что у Меруло) содержит сборник Дж. Фрескобальди « » (1635). В отличие от предшественников, к обработкам хоральных мелодий он добавил свободные (импровизационного характера) прелюдии, интерлюдии и постлюдии, среди которых и знаменитая хроматическая токката (Toccata cromatica per l'Elevazione). Французская органная месса представлена у композиторов (1667), Н. де Гриньи (1699), Ф. Куперена (две мессы, обе 1690), М. Корретта (1703) и др. Французы на cantus firmus писали только Kyrie, остальные части — на свободную тему. Для французской барочной органной мессы характерно добавление в ординарный цикл оффертория . В Германии органные мессы изредка встречаются и в XVIII в. ( Готлиб Муффат ).

Третья часть «Клавирного упражнения» И.С. Баха (Clavier-Übung III; опубл. в 1739 г.) была названа «органной мессой» в знаменитой монографии А. Швейцера , которому состав и расположение пьес в этой публикации (сборник из 21 хоральной прелюдии и 4 «дуэтов», обрамлённый вступительной прелюдией и заключительной фугой в одной и той же тональности ) показались аналогичными французской (органной) барочной мессе.

Примечания

  1. Иногда за исключением Credo, которое следовало исполнять всей общиной, без прерывания органными интерлюдиями.
  2. Г. Бухнер. Fundamentum, ок.1525 г.
  3. П. Аттеньян (издатель). Tabulature pour le jeu d'orgues, 1531.
  4. Philipp ap Rhys. Рукопись библиотеки Британского музея Add 29996, ок.1540 г.
  5. Giaches Buus, рукопись из Castell'Arquato, ок.1540 г.

Литература

  • Schrade L. Die Messe in der Orgelmusik des 15. Jahrhunderts // Archiv für Musikforschung 1 (1936), S. 129-175.
  • Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1967.
  • Apel W. Organ Mass // Harvard Dictionary of Music. 2nd ed. Cambridge, Mass., 1969, p.622.
  • от 22 ноября 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Том 20. Москва, 2012, с. 51-53.
Источник —

Same as Органная месса