Марсель Дюпре родился 3 мая 1886 года в Руане в семье музыкантов. Отец,
, был органистом. Сам Марсель Дюпре был
вундеркиндом
и рано проявил способности к музыке. В 1904 году поступил в
Парижскую консерваторию
по классам фортепиано, органа и композиции (последнюю он изучал под руководством
Шарля-Мари Видора
). В 1914 году он получил
Римскую премию
за кантату
Psyché
, а в 1926 году был назначен профессором консерватории и оставался на этом посту до 1954 года; с 1954 по 1956 год он был её ректором. Среди учеников Дюпре был, например,
Оливье Мессиан
. В 1934 году он также занял место органиста в
Сен-Сюльпис
, которое ранее занимал Шарль-Мари Видор, и оставался на нём до своей смерти в 1971 году.
Дюпре много концертировал и знаменит в первую очередь своим исполнением органной музыки. Среди прочего, в 1920 и 1921 годах он дал две серии по десять концертов, включавших все органные произведения
Баха
, при этом исполнил их по памяти.
Творчество
Марсель Дюпре написал 65 произведений, которые считаются трудными для исполнения. Наиболее исполняемые его произведения — ранние, в частности,
три прелюдии и фуги для органа
op. 7 (1912). Первая и третья прелюдии из этого произведения столь сложны, что в течение нескольких лет никто, кроме самого Дюпре, не мог их исполнить. Часто его сравнивают с
Паганини
, имея в виду в первую очередь сложность техники исполнения.
Произведения
Для органа
Élévation
op. 2
Trois Préludes et Fugues
op. 7 (1912)
Scherzo
op. 16 (1919)
Vêpres de la Vierge — Пятнадцать частей
op. 18 (1919)
Cortège et Litanie
op. 19 No. 2 (переложение версии для фортепиано, 1921)
Variations sur un noël
op. 20 (1922)
Suite Bretonne
op. 21 (1923)
Symphonie-Passion
op. 23 (1924)
Lamento
op. 24
(1926)
Deuxième Symphonie
op. 26 (1929)
Sept Pièces
op. 27 (1931)
Семьдесят девять хоралов
op. 28 (1931)
Le Chemin de la croix
op. 29 (1931)
Trois Élévations
op. 32 (1935)
Angélus
op. 34 No. 1 (1936)
Trois Préludes et Fugues
op. 36 (1938)
Évocation
op. 37 (1941)
Le Tombeau de Titelouze
op. 38 (1942)
Suite
op. 39 (1944)
Offrande à la Vierge
op. 40 (1944)
Deux Esquisses
op. 41 (1945)
Paraphrase on the Te Deum
op. 43 (1945)
Vision
op. 44 (1947)
Восемь коротких прелюдий на грегорианские темы
op. 45 (1948)
Épithalame
без номера (1948)
Variations sur 'Il est né le divin enfant'
без номера (1948)
Miserere Mei
op. 46 (1948)
Psaume XVIII
op. 47 (1949)
Six Antiennes pour le Temps de Noël
op. 48 (1952)
Vingt-Quatre Inventions
op. 50 (1956)
Triptyque
op. 51 (1957)
Nymphéas
op. 54 (1959) — Huit impressions pour orgue d’apres Claude Monet (Rayons, Brumes, Les Fleurs, Temps lourd, Brises, Nocturne, Aube, Vapeurs dorees)
Annonciation
op. 56 (1961)
Choral et Fugue
op. 57 (1962)
Trois Hymnes
op. 58 (1963)
Два хорала
op. 59 (1963)
In Memoriam
op. 61 (1965)
Méditation
without opus (1966)
Entrée, Canzona et Sortie
op. 62 (1967)
Quatre Fugues Modales
op. 63 (1968)
Regina Coeli
op. 64 (1969)
Vitrail
op. 65 (1969)
Souvenir
op. 65bis (1965)
Орган и другие инструменты
Cortège et Litanie
op. 19 для органа и оркестра (переложение версии для фортепиано, 1921)
Symphonie
G minor op. 25 для органа и оркестра (1927)
Ballade
op. 30 для органа и фортепиано (1932)
Concerto
E minor op. 31 для органа и оркестра (1934)
Poème héroïque
op. 33 для органа и ударных (1935)
Вариации на две темы
op. 35 для органа и фортепиано (1937)
Sinfonia
op. 42 для органа и фортепиано (1946)
Quartet
op. 52 для скрипки, альта, виолончели и органа (1958)
Trio
op. 55 для скрипки, виолончели и органа (1960)
Sonata
A minor op. 60 для виолончели и органа (1964)
Хоровая музыка
Les Normands
op. 1 для хора и оркестра (1911)
Psyché
op. 4 для вокала и оркестра (1914)
Quatre Motets
op. 9 для вокала и двух органов (1916)
De Profundis
op. 17 для солистов, хора, органа и оркестра (1917)
Ave Verum
op. 34 Nr. 2 для вокала и струнных (1936)
La France au Calvaire
op. 49 для солистов, хора, органа и оркестра (1953)
Deux Motets
op. 53 для сопрано и хора (1958)
Фортепиано соло
Six Préludes
op. 12 (1916)
Marche militaire
op. 14 (1915)
Quatre Pièces
op. 19 (1921)
Variations
C# minor op. 22 (1924)
Камерная музыка
Sonate
G minor op. 5 для скрипки и фортепиано (1909)
Quatre Mélodies
op. 6 для вокала и фортепиано (1913)
Deux Pièces
op. 10 для кларнета и фортепиано (1917)
À l’amie perdue
op. 11 для вокала и фортепиано (1911)
Trois Pièces
op. 13 для виолончели и фортепиано (1916)
Другие произведения
Élevation
op. 2 для фисгармонии (1911)
Fantaisie
B minor op. 8 для фортепиано и оркестра (1912)
Marche militaire
op. 14 для оркестра (переложение версии для фортепиано, 1915)