Interested Article - Нилус, Пётр Александрович
- 2020-02-06
- 1
Пётр Александрович Нилус ( 8 ( 20 ) февраля 1869 , усадьба Бушены, Подольская губерния , Российская империя — 23 мая 1943 , Париж , Режим Виши ) — русский живописец , художественный критик , писатель .
Биография
Родился 8 ( 20 ) февраля 1869 года в усадьбе Бушены в Подольской губернии в обрусевшей швейцарской семье. Его дед был генералом — участником войны 1812 года . Исследователь « Протоколов сионских мудрецов » оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством — Сергея Александровича и Петра Александровича . Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии; другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей Российской империи — Балтский уезд Подольской губернии.
С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе , учился в Реальном училище Святого Павла. В 6-м классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского , который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу : на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был К. Костанди , а другом — Евгений Буковецкий . С 1889 года продолжил обучение в Петербургской Академии художеств у И. Е. Репина , который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город , где мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников .
В Одессе Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества; с 1890 года принимал участие в выставках Товарищества, с середины 1890-х годов был его секретарём, вместе с Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. Нилус не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом 1898 года в Одессе состоялось знакомство Нилуса с И. А. Буниным .
В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии XX века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошёл от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве Нилуса — «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет .
Хорошо знал Нилуса К. Чуковский : он следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. Но в 1904 году, в «Одесских новостях» высказался очень резко: «… у нас есть два П. А. Нилуса — один настоящий, другой ненастоящий». «Настоящим» для критика был тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера»; «ненастоящим» был автор, который позволил привнести в собственные произведения «модные» напевы и настроения. В обозначенных Чуковским недостатках Нилуса присутствуют узнаваемые в ту пору приметы « декадентства » — это «тонкие, хрупкие деревья, жалобно тянущиеся к стилизованным тучам», это «сооружённое (то есть искусственно созданное, не имеющее отношения к реальности) настроение», это «символические позы женщин» и «модернизированные» складки их одежд
В 1915 году в Одессе состоялась его персональная выставка. И. Е. Репин писал И. А. Бунину:
… Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!
Революцию 1917 года П. А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал их серией анти большевистских плакатов. В 1919 году вынужден покинуть страну . С 1923 года жил в Париже — в одном доме с И. А. Буниным , который называл своего друга, Петра Нилуса, поэтом живописи и посвятил ему одно из самых проникновенных своих стихотворений «Одиночество» . В период эмиграции прошло 11 его выставок — в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже.
В 1930-е годы Нилус отошёл от символико-романтических сюжетов, которые пришлись по душе французской публике. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1925 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье. Большой успех имела последняя прижизненная выставка Нилуса в галерее Zak (1934) .
К середине 1930-х годов Нилус стал отдавать предпочтение психологическому портрету .
Умер 23 мая 1943 года в оккупированном Париже; похоронен на кладбище Банье .
Работы художника хранятся в Третьяковской галерее , в Одесском художественном музее , Одесском литературном музее , в Государственном Литературном музее ( Москва ), в Областном художественном музее им И. Н. Крамского (Воронеж), в Днепропетровском Художественном Музее, в частных коллекциях.
В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода — 73 произведения живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги — по решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, были переданы из Парижа в Воронеж для Художественного музея им. И. Н. Крамского и литературного музея (для будущего музея И. А. Бунина) .
Творчество
- «Белошвейная мастерская» (1890)
- «Лакей» (1892)
- «По знакомым» (1892) (ХХ Передвижная выставка)
- «Осень» (1893)
- «В трактире» (1894)
- «Босяк» (1895)
- «На бульваре» (1895)
- «На мостиках (Летом)» (1898)
- «Купальни» (1899)
- «На лестницах» (1901)
- «Перед вечером» (1902)
- «Посыльный» (1902)
- «В мастерской художника» (1903)
- «Дачный кавалер»
- «На кладбище»
- «Розовое облако»
- «В старые годы»
- «Портрет И. А. Бунина» (1918)
- «Концерт» (1920?)
- «Дама в красном» (1925)
- «Синий натюрморт с апельсинами» (1929)
- «Нарциссы у зеркала» (1931)
- Большой натюрморт (1932) (Белая серия)
- «В кафе»
- «Улица Парижа» (1934)
- «Уголок порта» (1936)
- «Улица Парижа после дождя» (1939)
- «Портрет оперного певца Антона Николаевича Николаева»
Сочинения:
- Рассказы. М., 1910.
- На берегу моря: Рассказы. М., 1918.
- Сашенька [Рассказы]. Одесса, 1918.
- Дуня [И другие рассказы]. Одесса, 1919.
- Луна. Одесса, 1919.
См. также
Примечания
- ↑
- В сводном каталоге «Русские художники 17—19 веков» (сост. Соловьёв) указан год смерти — 1940.
- ↑ Дата обращения: 12 января 2013. Архивировано из 16 января 2013 года.
- Дудаков С. от 18 января 2017 на Wayback Machine
- Одесский дом Буковецкого на Княжеской, был одним из самых значительных «культурных гнезд» города; здесь жил и работал П. А. Нилус, здесь провел последние «окаянные дни» 1919—1920 годов, перед отъездом в эмиграцию, И. А. Бунин — см. от 15 января 2013 на Wayback Machine .
- ↑ Силантьева В. от 12 октября 2014 на Wayback Machine
- Юрченко Л. Н. Диалектика образа Украины в творчестве И. А. Бунина. — Елец, 2000. - 186 с. — С. 42.
- Дьяконов В. от 17 января 2013 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 2013. — 17 янв.
- Познакомились и подружились Нилус и Бунин в 1898 году в Одессе; сохранилось свыше ста писем Нилуса к Бунину.
- Дата обращения: 12 января 2013. 4 марта 2016 года.
- Добромиров В. от 11 октября 2013 на Wayback Machine // Время культуры.
- Яворская А. Л. // Вестник Одесского художественного музея. 22 ноября 2016 года.
- (недоступная ссылка) // Коммуна (Воронеж. — 22 октября 2015.
- Находится в орловском музее И. А. Бунина
- Находится в Орловском музее изобразительных искусств
Литература
- Еремина Л. А. Пётр Нилус. 1869—1943. Жизнь и творчество. — Киев, 2007.
- Абрамов В. от 27 апреля 2016 на Wayback Machine // «Дерибасовская-Ришельевская»: Одесский альманах. — Кн. 32. — Одесса: «Печатный дом», 2008. — С. 18—43.
- // Журнал «Одесса». — 1996. — № 3.
- Трифонов В. // Вести.
Ссылки
- от 12 октября 2016 на Wayback Machine
- от 20 сентября 2016 на Wayback Machine
- от 12 октября 2016 на Wayback Machine
- от 12 октября 2016 на Wayback Machine .
- 2020-02-06
- 1