Бытие́ и су́щность
(
фр.
L’être et l’essence
) — философский трактат, написанный французским философом
Этьеном Жильсоном
(1948) и посвящённый проблемам
онтологии
. Композиционно состоит из 10 глав, раскрывающих онтологию в её истории от
Парменида
до философии
экзистенциализма
. Содержательно трактат исследует историю взаимоотношения сущности и существования, где особое внимание уделено экзистенциальному прочтению
Фомы Аквинского
. Различие существования и сущности позволяет избежать главной
метафизической
ошибки — сведения
бытия
к сущности. Заслуга
Аристотеля
заключается в том, что он первым начал мыслить бытие как акт, то есть существование.
Оглавление
Бытие и Единое (о
Пармениде
и
платониках
). Жильсон возводит историю онтологии к Пармениду и утверждает, что тот брал бытие не абстрактно, а конкретно. Тем не менее, он противопоставил бытие существованию. Платон в этом вопросе следовал Пармениду. Платон помимо бытия открывает
сущность
(
греч.
ουσία
, часто переводимая как
фр.
essence
).
Сущее и субстанция (об
аристотелизме
).
Сущность
(
греч.
ουσία
) Аристотеля переводят то как
essence
, то как
substance
и означает "то, что имеет в самом себе источник собственного существования". Эта сущность противопоставляется
акциденциям
. Жильсон отмечает "фундаментальную двойственность онтологии Аристотеля", которая то следует традиции Платона, то проявляет необычайный интерес к конкретным вещам. Эта двойственность спровоцировала спор об универсалиях между реалистами и номиналистами Средневековья.
Сущность против существования (продолжение
томизма
)
У истоков онтологии (о метафизике Нового Времени). Если
метафизика
была наукой о сущем, которая включала в себя как сущность, так и существование, то появившаяся в XVII веке
онтология
стала наукой о сущем взятом абстрактно.