Interested Article - Моше бен Нахман

Моше бен Нахман ( ивр. משה בן נחמן ‎, акроним Рамбан רמב"ן ‎, также Нахмани́д ; 1194, Жирона — после 1270) — один из величайших авторитетов галахи и комментаторов Танаха и Талмуда , каббалист , поэт .

Биография

Родился и прожил большую часть жизни в Жироне ( Каталония , Королевство Арагон ). Учился у французского тосафиста . Каббалу учил у Эзры и . На жизнь зарабатывал как медик. В Жироне Рамбан возглавлял иешиву , которая воспитала выдающихся знатоков закона следующего поколения, включая р. Шломо бен Адерета и . Вероятно, после смерти рабби Йоны Геронди в 1264 году , Рамбан стал главным раввином Каталонии. Велико было его влияние на общественную и духовную жизнь евреев. Известно также, что король Хайме I Арагонский держал с ним совет. Рамбан выступил в поддержку философских идей Рамбама и призвал французских мудрецов отменить херем против философских книг Рамбама . Во время диспута с христианами в Барселоне ( 1263 год ) представлял евреев и, по мнению Рамбана, одержал победу. Король победы не принял:

101. В этом суть всех диспутов. Я не изменил в них ни слова по-своему. Позже, в тот же самый день, я предстал перед нашим государем, королём, и он сказал: „Пусть диспут будет приостановлен, ибо я не видел ни одного человека, который был бы неправ и при этом аргументировал бы все так хорошо, как это сделал ты“. Я слышал во дворце, что король и проповедники хотят прийти в синагогу в субботний день. И я остался в городе еще восемь дней. И когда они явились туда в следующую субботу, я ответил нашему государю по достоинству, ибо он очень настаивал в своей проповеди, что Ешу — это мессия .

Впоследствии диспут привёл к усилению враждебности со стороны христиан, и в 1267 году Рамбану пришлось покинуть пределы Арагона и переселиться в Эрец-Исраэль , где, в частности, он восстановил еврейскую жизнь в Иерусалиме .

Из Иерусалима Рамбан отправился в Акко , после чего его следы теряются и неизвестно где и когда он умер и был похоронен. Относительно места его погребения существуют различные традиции: в районе Иерусалима (возле Кфар Шилоах), в Хайфе , Акко , Хевроне или Тверии .

Время деятельности Моше бен Нахман в истории иудаизма

Учение

Пробудил интерес к мистико-экзегетическим исследованиям Талмуда и Танаха, считая, что их глубинный смысл достижим через просвещённую веру («эмуна ве битахон») и методы каббалы. Высоко оценивая роль разума в мистическом познании, Нахманид, однако, критиковал Маймонида (Рамбама) за чрезмерный рационализм в его философии. Неоплатонические элементы каббалистического мистицизма Нахманида просматриваются в его описании сфирот , в их отношении к сокрытому трансцендентному Эйн-софу . По его мнению, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее. Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний. На основе своей метафизики Нахманид сформулировал мистическую историософию, и таким образом стал предшественником некоторых историософских учений XVIII и XIX веков. Рамбан был первым раввином, который заявил, что переселение в святую землю Израиля является библейской заповедью для всех евреев. «Великолепие мира — земля Израиля, великолепие земли Израиля — Иерусалим, великолепие Иерусалима — священный Храм, великолепие Храма — Святая святых, а её великолепие — место крувим , где пребывает Шехина ».

Оригинальна антропология Нахманида и его учение о награде и наказании, воскрешении мертвых. Помимо животной души, полученной от «Высших сил» и присущей всем живым тварям, человек обладает особой душой. Эта особая душа — прямая эманация из Божества, существовала до сотворения мира. Посредством человека она входит в материальную жизнь; и при уничтожении его тела, она или возвращается к своему первоначальному источнику, или входит в тело другого человека. Это представление, согласно Нахманиду, является основанием левиратного брака. Воскресение, о котором говорят пророки и которое будут иметь место после того, как придет Машиах , по мнению Нахманида, относится к телу (эгоизму). Тело человека через влияние души может преобразовать себя в столь чистую сущность, что оно станет вечным.

Издания

  • Рамбан . Комментарий на Книгу Бытия (пер. со ср.-век. иврита О. Лемперт и А. Пшеницкого) // Сборник переводов с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита. — М.: Олимп, 2010. — 700 c. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7390-2468-8

Примечания

  1. (кат.) — , 1968.
  2. — , 1974.
  3. ↑ Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  4. (неопр.) . Дата обращения: 23 сентября 2010. 25 февраля 2011 года.

Ссылки

  • / Малая еврейская антология

Same as Моше бен Нахман