Одна из ведущих солисток
Мариинского Императорского театра
в Санкт-Петербурге (с 1894 по 1905 год, с 1907 по 1910 год). Считается лучшей исполнительницей партии
Юдифи
на русской сцене. Первая исполнительница партий Кассандры («
Орестея
»), Беранжеры («
Сарацин
»), Сервилии («
Сервилия
»)
.
После февральского дебюта, с
1 августа
1894 года
была принята в оперную труппу Императорских театров
(по другой версии — после выступления на сцене Панаевского театра в Петербурге в опере «
Аида
»). В 1903 году оклад певицы составлял 12 тыс. рублей в год
.
Фотопортрет Куза Е.И., начало XX века.
А. Я. Головин. Портрет певицы Валентины Ивановны Кузы.
1900-е годы
В труппе Мариинского театра состояла в периоды с 1894 по 1905 год и с 1907 по 1910 год. В одних источниках указывается, что в 1905—1907 годах артистка пела в составе московского
Большого императорского театра
. В других, что перерыв в работе в Мариинском театре был вызван случаем, который произошёл в 1905 году. Вот как его описал
А. В. Амфитеатров
:
По теории господ Сафроновых, вокальный артист и вокальная артистка, в дни, когда наши братья гибнут за общую свободу, должны сидеть дома, за пианино, усердно выделывая горлом трели<…>, а отнюдь не вступаться за жертв расстреляния и не браниться с преображенскими офицерами, как в сердечном порыве поступила Валентина Ивановна Куза в роковой день 19-го января, за что и уволена личным его величества приказом от службы в императорских театрах.
—
Искусство и русская современность: Лекция в Высшей Русской Школе общественных наук в Париже, прочитанная в пользу парижской кассы русских эмигрантов / Александр Амфитеатров. — Женева: Издание автора, 1905. — С. 41.
Дирижёр Мариинского театра
Д. Похитонов
утверждал, что, после сказанной жандармскому офицеру «дерзости», Куза была подвергнута лишь двухнедельному домашнему аресту. Временно снятую с афиши артистку спешно заменили
М. Черкасской
.
Лучшими считались партии Аиды, Юдифи, Брунгильды. Роли, в которых преобладали стихия страсти и открытый темперамент, удавались более других.
Фёдор Шаляпин
считал певицу лучшей исполнительницей роли
Юдифи
на русской сцене
.
Обладала ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, в котором сочетались сила и густой „бархатный“ тембр, с лёгкостью преодолевала трудные пассажи, свободно и ярко брала ноты верхнего регистра, в совершенстве владела филировкой и трелью.
Пружанский А. М.
Являлась выдающейся камерной певицей. Русские романсы в её исполнении отличались особой глубиной и проникновенностью
.
В последний месяц жизни, из-за болезни сердца и потрясения от смерти супруга, была прикована к постели
. Умерла
15
[28] мая
1910
года в 5 часов утра в Петербурге. Некролог был напечатан в журнале
«Театр и искусство»
. Похоронена в фамильном склепе на
Митрофаниевском лютеранском кладбище
(не сохранилось), рядом с могилой мужа.
Талант певицы был высоко оценен композитором
Н. Римским-Корсаковым
и художником
А. Головиным
, который написал несколько портретов певицы в начале XX века.
Супруг артистки, композитор
Ю. Блейхман
посвятил ей романс «Тебя я видела во сне»
.
Случай с увольнением артистки из Мариинского театра в 1905 году описывается в романе
Валентина Пикуля
«
Честь имею
» (1986).
↑
[dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/65279/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%B0 Большая биографическая энциклопедия, 2009.]
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
: Родителями Ефросинии Куза указаны Иоан Куза и Виктория Русет-Орашану.
(неопр.)
Дата обращения: 22 мая 2012.
10 ноября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 августа 2015.
4 марта 2016 года.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
: Датой рождения в данном источнике указано 27 февраля 1868 года (в тексте же указан 1859 год).
Дебюты г-жи Куза// Артист: журнал изящных искусства и литературы. — М.: Типография Кушнерёв и К°, — 1894. — № 44. — Книга 12-я. — С. 35.
Список артистов Императорских театров // Ежегодник петроградских государственных театров. — СПб.: Изд. Дирекции имп. театров, 1899. — С. 51.
Чешихин В.
История русской оперы (с 1674 по 1903 г.) / Чешихин В. — 2-е изд. и знач. доп. изд. — СПб.: И. Юргенсон, 1905. — С. 537.
Похитонов Д. И.
Из прошлого русской оперы. — Л.: ВТО, Ленинградское отд., 1949. — С. 41.
↑
† Е. И. Куза // Театр и искусство. — С-Пб.: З. В. Тимофеева (Холмская), 1910. — С. 404.
Чешихин В. Е.
// История русской оперы (с 1674 по 1903 г.). — 2-е изд., испр. и доп. —
СПб.
: П. Юргенсон, 1905. — С. 377.
Романс «Тебя я видела во сне». Для высокого голоса с фп., СПб.: Циммерман, 1894.
Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — М.: Русский путь, 2006. — С. 95. —
ISBN 5-85887-254-9
.