Interested Article - Дамаев, Василий Петрович
- 2021-04-04
- 1
Васи́лий Петро́вич Дамаев ( 7 (19) апреля 1878 , станица Отрадная , Баталпашинский отдел , Кубанская область — 11 октября 1932 , Москва ) — российский и советский оперный певец (лирико-драматический тенор) .
Биография
Происходил из крестьянской среды. Окончив четыре класса станичной школы, был вынужден сам зарабатывать, мальчишкой стал работать пастухом. Музыкальность проявилось очень рано — сам научился играть на скрипке и пел в церковном хоре, а в 16 лет в своей станице организовал казачий любительский духовный хор . А в 17 лет женился на соседской девочке, скоро появились дети, росло хозяйство [ источник не указан 1254 дня ] .
Судьбу юного певца из честного церковного хора изменил случай: приехавший чиновник из Москвы услышал его и уговорил серьёзно заняться музыкальным образованием [ источник не указан 1254 дня ] .
В 1895 году Дамаев перебрался в Майкоп , но там учиться музыке не мог, а денег на профессиональное качественное образование не было. Молодого человека поддержал московский присяжный поверенный И. Л. Гар, и благодаря его помощи Дамаев сумел уехать в Москву, чтобы учиться. С 1903 года 25-летний кубанский казак начал заниматься у певицы В. П. Козловой, затем брал уроки пения у А. М. Успенского ; Дамаев пел в церковном хоре, но этих денег на хватало, и музыкальные уроки оплачивал меценат К. К. Ушков , владелец чайной фирмы «Губкин, Кузнецов и Ко».
В 1904—1905 гг. студент Московского музыкально-драматического училища (педагоги М. Медведев и А. М. Успенский ).
С 1906 г. выступал в благотворительных концертах с романсами и русскими народными песнями. Впоследствии немало концертировал и гастролировал с репертуаром, куда входили народные песни: в 1908—1910 концертировал в Орле, Рязани, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове.
В 1906—1920 или 1924 — артист Оперного театра Зимина , первые партии там готовил под руководством режиссёра П. С. Оленина и дирижёров Э. А. Купера и Е. Букке . Через много лет С. И. Зимин писал в мемуарах: «Дамаев обладал чудным по тембру голосом… и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере „Борис Годунов“ знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его своим учеником. Помню, было много дел в театре. Я назначил ему пробу отдельно, после дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и буквально замучил певца, заставив спеть чуть ли не четыре пьесы… Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в кабинет и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как всегда, пропустили талант мимо» [ источник не указан 1254 дня ] . В период сценической деятельности в Опере С. Зимина занимался вокалом с . Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса (потеря голосовой мощи и появление излишней форсировки звука) . Кроме того, молодого неопытного певца перегружали работой, от этой перегрузки страдал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия [ источник не указан 1254 дня ] .
Одновременно В. Дамаев много концертировал (весной 1910 вместе с С. Кусевицким и А. Скрябиным совершил концертное турне по Волге ) и работал в нескольких частных антрепризах (принимал участие в спектаклях оперной труппы под управлением И. М. Лохвицкого-Ланского ), с которыми гастролировал по России и за рубежом. Сам организовал оперную труппу в Нижнем Новгороде (весной 1916 была поставлена опера « Майская ночь » Н. Римского-Корсакова ).
В 1909, 1911, 1913 — принимал участие в « Русских сезонах » (в Париже и Лондоне) по приглашению С. Дягилева , который очень высоко ценил певца и называл его «русским Таманьо », там Дамаев в опере «Псковитянка» стал партнером Шаляпина , причем в первый раз приглашение от Дягилева последовало через месяц после того, как В. П. Дамаев впервые выступил на оперной сцене [ источник не указан 1254 дня ] .
В 1911 году опубликовал мемуарную заметку «Как я сделался артистом» // Театр. 1911. № 979. С. 6—7.
Ежегодно устраивал концерты в московском Большом театре , готовил и проводил концерты старинной русской песни в различных организациях (в зале Дворянского собрания). После революции в 1917 году продолжал ту же концертную деятельность, но уже для красноармейцев.
В 1921—1922 — пел в опере «Наш театр».
В 1922—1924 — в театре «Аквариум». В 1926 г. возглавлял труппу «Аквариума». Одновременно принимал участие в спектаклях национализированного бывшего частного театра С. И. Зимина — «Свободной опере Зимина» .
В 1928—1930 гг. — художественный руководитель и солист передвижной Московской областной оперы, с которой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле.
В концертной деятельности пел п/у М. М. Ипполитова-Иванова , М. М. Купера, Э. А. Купера , И. О. Палицына , , П. М. Славинского , Н. Черепнина .
Записывался на грампластинки (всего записал около 40 произведений) на московских студиях: «Бека», 1905; «Граммофон», 1910—1914; «Музтрест», 1910—13; «Пате»/Pathé, 1911; «Лирофон».
В 1922 году вынужден был оставить сцену [ источник не указан 1254 дня ] . Другие источники называют 1930 год .
В 1931—1932 работал в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина .
В. П. Дамаев похоронен на Преображенском кладбище .
Архивные материалы певца хранятся в ГЦММК, ф. 209, 100 ед. хр., 1895—1958.
На родине певца в кубанской станице Отрадной организован посвященный ему музей.
Сын: (1903—1988) — певец (тенор), солист Московского театра оперетты, затем Московской областной оперетты.
Дочь: (1915—1982) — балерина московского Большого театра.
Творчество певца отмечали многие музыкальные деятели, А. В. Нежданова назвала В. Дамаева «блестящим русским певцом» .
Пружанский А. М. : «Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью. Не владея профессиональным актёрским мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исполнения» .
Музыкальная энциклопедия: «Дамаев обладал голосом большой силы, ровным во всех регистрах, прекрасной дикцией. Его игра отличалась искренностью, ярким темпераментом. Особенно близки его исполнительскому стилю были партии в русских операх» .
Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий.
- 31 августа 1908 — « Борис Годунов » М. П. Мусоргского — Самозванец (дебют в Опере Зимина )
- 1909 — « Нюрнбергские мейстерзингеры » Р. Вагнера — Вальтер Штольцинг
- 1909 — « Псковитянка » Н. А. Римского-Корсакова , 3-я ред. — Михайло Туча (первое исполнение оперы в Париже; в 1913 г. в его же исполнении опера прошла впервые в Лондоне)
- « Жизнь за царя » М. И. Глинки — Богдан Собинин
- « Золотой петушок » Н. А. Римского-Корсакова — Гвидон
- 1911— « » Э. д’Альбера — Педро (первая постановка в Москве)
- 1911 — « Опричник » П. И. Чайковского — Андрей Морозов
- 1912 — « Тоска » Дж. Пуччини — Каварадосси
- 1913 — « Девушка с Запада » Дж. Пуччини — Джонсон
- 23 мая (5 июня) 1913 — « Хованщина » М. П. Мусоргского — Андрей Хованский (Париж, Театр Елисейских полей , п/у Э. А. Купера)
- 18 июня (1 июля) 1913 — « Хованщина » М. П. Мусоргского — Андрей Хованский (театр « Друри-Лейн »).
- 1914 — « Отелло » Дж. Верди — Отелло
- 1915 — « » М. Ипполитова-Иванова , постановка П. С. Оленина — Рувим (первая постановка в Москве)
- 1915 — « » («Пророк») Дж. Мейербера — Иоанн Лейденский
- « Богема » Дж. Пуччини — Рудольф
- 1917 — « » С. Танеева , постановка Ф. Ф. Комиссаржевского — Орест (первая постановка в Москве)
- « Аскольдова могила » А. Н. Верстовского — Торопка Голован
- « Садко » Н. А. Римского-Корсакова — Садко
- « Майская ночь » Н. А. Римского-Корсакова — Левко
- « Гугеноты » Дж. Мейербера — Рауль де Нанжи
- « Кармен » Ж. Бизе — Хозе
- « Аида » Дж. Верди — Радамес
- « Паяцы » Р. Леонкавалло — Канио (среди партнеров М. Баттистини ; но публика в этот раз аплодировала и требовала «бис» от Дамаева, и после спектакля Баттистини, которого называли «королём баритонов», подошёл к В. П. Дамаеву и сказал: «Хорош русский тенор!» [ источник не указан 1254 дня ] )
- « Пиковая дама » П. И. Чайковского — Герман
- « Юдифь » А. Серова — Ахиор
- « Самсон и Далила » К. Сен-Санса — Самсон
Примечания
- Bibliothèque nationale de France Vasilij Petrovic Damaev // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- Андрей Белкин. Русский самородок (Жизнь и творчество русского оперного певца Василия Петровича Дамаева). — Краснодар: Кн.изд-во, 1984. — 80 с. — 5000 экз.
- ↑ Дамаев Василий Петрович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- ↑ Дамаев Василий Петрович (1878—1932) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
- ↑ . Дата обращения: 3 марта 2011. 10 октября 2013 года.
- П.А. Марков. Книга воспоминаний. — Москва: "Искусство", 1983. — С. 339,340,342,502,534, 535. — 607 с. — 30 000 экз.
Ссылки
- 2021-04-04
- 1