Богатырёва, Раиса Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Раи́са Васи́льевна Ко́това ( 20 мая 1939 , станица Алексеевская, Орджоникидзевский край , СССР — 10 мая 2019 , Москва , Россия ) — советская и российская оперная певица , меццо-сопрано , контральто . Педагог.
Раиса Котова родилась в станице Алексеевской, названной так в честь царя Алексея Михайловича . Певица неоднократно признавалась в том, что окружающая ее с детства природа Ставрополья и явилась теми истоками вдохновения, теми корнями, которые пробудили в ней физическую необходимость к пению, к иному восприятию мира. Позднее семья Котовых переехала жить в село Пелагиаду, здесь и закончила Раиса Пелагиадскую среднюю школу №3 в 1956 году.
Окончив школы с серебряной медалью, Раиса Котова поступает в Ставропольское музыкальное училище (класс Людмилы Крупяной) и затем в 1965 г. — в Московскую консерваторию (класс Елены Катульской ). После окончания консерватории Раиса Котова прослушивается в Большой театр, но, отметив вокальные достоинства певицы, комиссия отказывает в приеме «из-за отсутствия вакансии», и она уезжает работать в Новосибирский оперный театр.
Солистка Новосибирского театра оперы и балета (1965—1974), Московской филармонии (1974—1975), затем — Большого театра ( 1976 — 1996 ) .
Для Новосибирского театра оперы и балета спектакль с участием Раисы Котовой становился событием, по оценке режиссёра театра Л. Г. Куколева, который отмечает исключительную актёрскую интуицию певицы и завораживающую силу впечатления, производимого её необычным голосом в мистических сценах . В первый же год были спеты партии Леля, Керубино, Кончаковны, Графини, Полины, Гувернантки, Княжны Марьи в «Войне и мире», цыганки Стеши в Декабристах Ю. Шапорина и многие другие. Параллельно с оперно-сценической деятельностью певица начинает работу над концертными программами. Интенсивная работа позволила ей в короткий срок освоить ведущие партии «своего» репертуара. Вскоре в театре стали ставить спектакли в расчете именно на контральто Котовой. Были поставлены такие спектакли как «Садко», где она с успехом спела Нежату, «Иван Сусанин», спектакль в котором новосибирцы услышали неподдельного Ваню, была поставлена «Хованщина», где Раиса Котова с огромным успехом спела Марфу.
На сцене Большого театра дебютировала в партии Марты («Фауст» Ш. Гуно) в 1974 г., а в 1976 г. стала солисткой театра, в оперной труппе которого прослужила до декабря 1996 г. Исполнила более сорока партий . Вела также большую концертную работу. Обладая огромным камерным репертуаром, Раиса Котова являлась подлинным мастером этого жанра, но редкий голос с трехоктавным диапазоном и уникальным тембром ставит ее в один ряд с выдающимися исполнителями именно оперного жанра.
Большую известность получила благодаря [ источник не указан 796 дней ] участию в первом исполнении в СССР кантаты «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке на фестивале современной музыки « Московская осень » ( 1983 ). Первоначально роль Мефистофеля готовила Алла Пугачёва [ значимость факта? ] , но после первой репетиции с Пугачёвой концерт был запрещён. Премьера «Фауста» состоялась в Вене и только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и несмотря на продолжающиеся препоны) — в Москве, а потом, в 1984 году — в Ленинграде (с Раисой Котовой в роли Мефистофеля-карателя) .
В 1986 г. — дипломант IV Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки .
В дальнейшем также — музыкальный педагог .
Скончалась в Москве 10 мая 2019 г. Прах захоронен 18 июня (на 40-й день) в селе Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края .