Дми́трий Никола́евич Смирно́в
, литературный псевдоним
Д. Смирнов-Садовский
(
2 ноября
1948
(
1948-11-02
)
,
Минск
—
9 апреля
2020
,
Уотфорд
) — советский и британский
композитор
, поэт-переводчик, автор книг.
Биография
Родился в семье оперных певцов Николая Трофимовича Сенькина (сценический псевдоним Садовский, 1914—1999) и Евгении Александровны Смирновой (1914—2003)
. Окончил музыкальное училище в городе
Фрунзе
в 1967 году, а затем
Московскую консерваторию
в 1972 году
. Среди его учителей
Эдисон Денисов
,
Николай Сидельников
,
Юрий Холопов
,
Филипп Гершкович
. С 1973 по 1980 год работал
редактором
в
издательстве
«
Советский композитор
»
. Член
Союза композиторов СССР
с 1974 года. Получил первую премию за
Соло для арфы
на Международной неделе арфы в
Маастрихте
в 1976 году.
В 1979 году на VI Всесоюзном съезде советских композиторов в докладе
Тихона Хренникова
музыка Дмитрия Смирнова подверглась жёсткой критике
, и Смирнов попал в так называемую «
хренниковскую семёрку
» — «
чёрный список
» из семи композиторов
:101
.
В 1989 году были поставлены его оперы на сюжеты
Уильяма Блейка
«Тириэль» во
Фрайбурге
(
Германия
) и «Тэль» в
Лондоне
. В том же году его Первая симфония «Времена года» была исполнена на
Тэнглвудском
фестивале в
США
.
Смирнов был одним из инициаторов и организаторов второго
АСМа — Ассоциации современной музыки
, основанной в
Москве
в 1990 году
:470
. Широко известна историческая фотография двенадцати организаторов нового АСМа, на которой (кроме Смирнова и Фирсовой) можно видеть также композиторов
Александра Вустина
,
Виктора Екимовского
,
Юрия Каспарова
,
Леонида Грабовского
,
Фараджа Караева
,
Владимира Тарнопольского
,
Владислава Шу́тя
,
Николая Корндорфа
— и
Пьера Булеза
, который приехал лично присутствовать при возрождении АСМа и выступил на первом концерте (2 марта 1990 года)
:202
.
Был женат на композиторе
Елене Фирсовой
.
В 1991 году Смирнов эмигрировал в Великобританию. Преподавал в
Кембридже
(
Сент-Джонс колледж
, 1992), в Дартингтоне (графство
Девоншир
, 1992), в 1993—1997 годах профессор композиции в
Килском университете
(графство
Стаффордшир
)
, в
Голдсмитс-колледже
(
Лондон
, 2002).
Его музыку исполняли такие дирижёры, как
Мартин Браббинс
, Сэр
Эндрю Дэвис
,
Деннис Рассел Дэвис
,
Оливер Кнуссен
,
Рейнберт де Леу
,
Ежи Максимюк
,
Лев Маркиз
,
Риккардо Мути
,
Геннадий Рождественский
,
Василий Синайский
,
,
Гюнтер Шуллер
,
Петер Этвёш
и др.
Смирнов — автор литературных и музыкально-теоретических трудов, книг и статей о музыке
Антона Веберна
,
Пьера Булеза
,
Дьёрдя Лигети
,
Бёртуистла
,
Брайана Фернейхоу
,
Игоря Стравинского
,
Дмитрия Шостаковича
,
Эдисона Денисова
,
Альфреда Шнитке
,
Софии Губайдулиной
и других. Его книга о
Филиппе Гершковиче
«Геометр звуковых кристаллов» и книга «Анатомия темы в фортепианных сонатах Бетховена» были опубликованы на английском языке издателем Эрнстом Куном в
Берлине
.
Умер 9 апреля 2020 года от
коронавируса
в больнице города
Уотфорд
; об этом сообщили на его странице в
Фейсбуке
.
Избранные сочинения
Крупные жанры
-
Первый фортепианный концерт
(1971)
-
Тройной концерт № 1
для саксофона, фортепиано и контрабаса со струнным оркестром и ударными (
1977
)
-
Второй фортепианный концерт
(1978) →
-
Первая симфония «Времена года»
(1980) →
-
Вторая симфония «Судьба»
(1982) для четырёх солистов, хора и оркестра на стихи
Фридриха Гёльдерлина
-
Ночные рифмы
кантата для голоса и оркестра на стихи
А. С. Пушкина
(1982) →
-
Тириэль
, опера по
Уильяму Блейку
(1983—1985)
-
Тэль (Жалобы Тэли)
, камерная опера по Уильяму Блейку (1986)
-
Моцарт
-Вариации
(1987) →
-
Песнь Свободы
,
оратория
на текст Уильяма Блейка (1991)
-
Виолончельный концерт
(1992)
-
Песнь Песней
, оратория на текст
Песни песней Соломона
(1997)
-
Тройной концерт № 2
для скрипки, арфы и контрабаса с оркестром (2003)
-
Red Bells
(
Красные колокола
, памяти
Дмитрия Шостаковича
). Первая часть
«Семейного концерта»
для фортепиано и семи инструментов, написанного совместно с
Еленой Фирсовой
и
(2005) →
-
Реквием
для четырёх солистов, хора и оркестра (2006)
-
Зодиак
для большого оркестра, op. 165, 52' (2010—1012)
-
Бетховен
/Смирнов.
Папагено-вариации
на тему Моцарта для симфонического оркестра (2012)
Вокально-инструментальная музыка
-
Печаль минувших дней
для голоса, флейты, ударника, скрипки и виолончели на стихи
А. С. Пушкина
(1976) →
-
Времена года
для голоса, флейты, альта и арфы на стихи
Уильяма Блейка
(1979)
-
Песни Судьбы
для голоса и органа (или ф-п.) на стихи
Фридриха Гёльдерлина
-
Восьмистишия
для сопрано, флейты, валторны, арфы и струнного трио на стихи
Осипа Мандельштама
, op. 53, 18' (1989)
-
Кремнистый путь
для голоса и виолончели на стихи
М. Ю. Лермонтова
(2002)
-
Одинокий странник
для голоса и виолончели на стихи М. Ю. Лермонтова (2007)
-
От сосны до луны
для голоса и виолончели на стихи М. Ю. Лермонтова (2009)
-
Грёзы странствий
для голоса и пяти инструментов на стихи
Мацуо Басё
(2003—2004)
-
Д. Смирнов / Е. Фирсова / А. Фирсова.
Кубла-хан
. Видение во сне. Стихи
Сэмюэла Тейлора Кольриджа
. Для тенора (или сопрано), баяна, скрипки и виолончели [Дмитрий Смирнов: 1-я и 3-я части,
Елена Фирсова
: 2-я и 4-я части,
: 5-я часть], 21’ (2010—2011)
-
Глупая луна
. Восемь хайку для голоса и фортепиано. На собственные стихи (2014)
-
В. Городецкая / Дм. Н. Смирнов
Китайское путешествие
. Двадцать песен для голоса и фортепиано на стихи
Ольги Седаковой
(2014)
-
Четыре восьмистишия
. Для голоса и фортепиано. Стихи Ольги Седаковой (2014)
Камерные сочинения
-
Соло для арфы
(1976)
-
Фортепианное трио № 1
(1977), № 2 (1992), № 3 «Tri-o-Tri» (2005)
-
Соната
для виолончели и фортепиано (1978)
-
Inferno
струнный квартет № 8 (2007)
-
Прощание
. Памяти
Александра Васильевича Ивашкина
. Для виолончели соло (2014)
-
Pro et contra
(За и против). Две пьесы для альта и фортепиано. (2014)
Произведения для фортепиано
-
Соната
для фортепиано № 1 (1967)
-
Соната
для фортепиано № 2 (1980)
-
«Семь ангелов Уильяма Блейка» (The Seven Angels of William Blake)
для фортепиано (1988)
-
«Ангелы Альбиона» (The Angels of Albion)
для фортепиано (1991)
-
Соната
для фортепиано № 3 (1992)
-
«Музыка сфер» (The Music of the Spheres)
для фортепиано (1996)
-
«Нить Судьбы» (String of Destiny)
. Соната для фортепиано № 4 (2000)
-
«Солнечная соната» (Sunlight Sonata)
. Соната для фортепиано № 5 (2001)
-
«Блейк-соната» (Blake-Sonata)
. Соната для фортепиано № 6 (
2008
)
-
«
Головы призраков
», пять пьес для фортепиано по рисункам
Уильяма Блейка
Op. 172 (2013)
Книги
-
Dmitri Smirnov. A Geometer of Sound Crystals. A Book on Herschkowitz // Studia Slavica Musicologica. Vol. 34. Verlag Ernst Kuhn, Berlin, 2003,
ISBN 3-928864-99-8
, 268 c.
-
-
-
-
Примечания
-
Deutsche Nationalbibliothek
Record #121191699 //
(нем.)
— 2012—2016.
-
↑
-
↑
-
от 21 февраля 2020 на
Wayback Machine
: Бабушка Д. Н. Смирнова по матери, Вера Ефимовна Рапопорт (1892—1982), была дочерью заместителя начальника отдела земледелия
Республики Немцев Поволжья
Ефима Исааковича Рапопорта (1864—1944).
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 29 мая 2010.
21 сентября 2013 года.
// Grove’s Dictionary of Music & Musicians. 2001
(англ.)
(
Музыкальный словарь Гроува
)
-
↑
Екимовский В.
Автомонография. — 2-е изд.. —
М.
: Музиздат, 2008. — 480 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-904082-04-8
.
-
Kholopov Yu.
Наши люди в Англии: о Дмитрии Смирнове и Елене Фирсовой / Our People in England: about Dmitri Smirnov and Elena Firsova / Музыка из бывшего СССР. // ed. V. Tsenova and V. Barsky. — Moscow, 1996. — С. 255—303.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 9 апреля 2020.
16 марта 2021 года.
-
(неопр.)
Звуки.ру
(9 апреля 2020). Дата обращения: 10 апреля 2020.
12 апреля 2020 года.
-
(неопр.)
Дата обращения: 30 июля 2015. Архивировано из
1 августа 2015 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 5 апреля 2014.
16 февраля 2015 года.
Литература
-
Голованёва, А. С.
Дмитрий Н. Смирнов и Уильям Блейк: пересечение судеб // Музыкальное искусство и образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Мат-лы Рос. конф. 12 мая 2014 года / Астраханский муз. колледж им. М. П. Мусоргского. — Астрахань, 2014. — С. 79—84.
-
Голованёва, А. С.
«История при свете Луны» Д. Н. Смирнова: персонификация образов Уильяма Блейка // Культура и искусство: поиски и открытия: Сб. науч. ст. — Кемерово: КемГУКИ, 2013. — С. 35—41.
-
Голованёва, А. С.
Об опусе «Река жизни» Дмитрия Н. Смирнова // Проблемы современной музыки: Сб. мат-лов VII Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. Н. В. Морозовой. — Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2014. — С. 91—99.
-
Голованёва, А. С.
Типы сюжетной персонификации в цикле «Картины Блейка» Дмитрия Н. Смирнова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Сб. ст. по мат-лам Х Межд. науч.-практ. конф. 7 февраля 2014 года. — Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2014. — С. 564—572.
-
«Растёкшееся время» Дмитрия Смирнова //
Муз. академия
. — 2011. — № 1. — С. 162—167.
-
Петров В. О.
«В песчинке мир найти сумей…» (интервью с Д. Н. Смирновым, комментарии и примечания В. Петрова) //
Муз. академия
. — 2013. — № 1. — С. 34—39.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Фото, видео и аудио
|
|
Тематические сайты
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|