Хуго Ри́ман
, также
Гуго Риман
(полное имя — Карл Вильгельм Юлиус Хуго Риман,
нем.
Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann
;
18 июля
1849
, Гроссмельра близ
Зондерсхаузена
—
10 июля
1919
,
Лейпциг
) —
немецкий
музыковед
и
лексикограф
, педагог, создатель
функциональной теории лада
. Риман оказал огромное влияние на западную теорию музыки, особенно в конце XIX и первой половине XX веков.
Биография
Начинал учиться музыке у своего отца Роберта Римана (
1824
—
1896
), помещика и окружного головы, композитора-любителя, автора оперы «Бьянка Сиффреди» (
1881
), у зондерсхаузенского музыканта
Генриха Франкенбергера
и у
Теодора Ратценбергера
. Изучал историю литературы в
Берлине
, затем продолжил обучение
Тюбингене
, где изучал философию у
Христофа фон Зигварта
, историю у Юлия Вайцзеккера, историю искусств у
Б. Куглера
и эстетику у
Карла Кёстлина
. В
1871 году
поступил в
Лейпцигскую консерваторию
, где его учителями были
Карл Райнеке
,
Эрнст Фридрих Рихтер
и
Саломон Ядассон
. В
1873 году
Риман предложил к защите в
Лейпцигском университете
диссертацию «О музыкальном слухе» (
нем.
Über das musikalische Hören
), посвящённую физиологическим и психологическим основам музыки, но гегельянец
Оскар Пауль
отклонил её. Тогда Риман предложил ту же диссертацию в Гёттингенский университет известному философу
Р.Г. Лотце
. Лотце одобрил работу, и Риман успешно защитил её в 1873 в Гёттингене.
С
1874 года
Риман преподавал в Билефельде, дирижировал местным оркестром; в
1878 году
защитил вторую диссертацию в Лейпциге, посвящённую истории
музыкальной нотации
, и до
1880 года
преподавал здесь, затем в течение года преподавал и руководил хором в
Бромберге
, а в
1881
—
1890 годах
был профессором фортепиано и теории музыки в
Гамбургской консерватории
. В
1890 году
краткое время преподавал в родном Зондерсхаузене, где его учеником был
Макс Регер
, затем до
1895
г. работал в
Висбадене
, где у него недолго занимался
Ханс Пфицнер
, и наконец с
1895 года
окончательно обосновался в Лейпциге, став в
1901 году
экстраординарным, в
1905 году
— ординарным профессором университета. В
1908
г. Риман возглавил Collegium musicum, в
1914
г. преобразованный в Саксонский государственный научно-исследовательский институт музыковедения (
нем.
Staatlich sächsisches Forschungsinstitut für Musikwissenschaft
).
Творчество
Риману принадлежит большое количество сочинений научного, научно-популярного и дидактического характера — в частности, серия изданий с общим словом «катехизис» в названии, впервые опубликованная в
1888
—
1891
гг. («Катехизис истории музыки», «Катехизис музыкальных инструментов», «Катехизис фортепианной игры» и т. п.). В 1898 году Риман опубликовал «Историю музыкальной теории» — первое систематическое изложение музыкально-теоретических учений в диапазоне от IX до XIX веков. Отдельные работы Риман посвятил струнным квартетам и фортепианным сонатам
Бетховена
и теоретическим воззрениям
Брамса
. Он также перевёл на немецкий «Теорию современного оркестра»
Шарля Мари Видора
(
1904
). Историческую значимость имеют работы Римана по
музыкальной акустике
, в которых для «природного» обоснования минора отстаивал
теорию унтертонов
(ныне большинством учёных отвергнутую)
. Занимался также
музыкальной эстетикой
(книга «Элементы музыкальной эстетики», 1900), историей византийской нотации (книга «Византийское нотное письмо 10-15 веков», 1909), изучал гармонию в народной музыке (книга «Folkloristische Tonalitätsstudien», 1916), составил хрестоматию «История музыки в примерах» (1912) и мн. др.
Риман наиболее известен как автор-составитель «
Музыкального словаря
» (
нем.
Musik-Lexikon
) — одного из самых распространённых поныне музыкальных словарей (особенно ценна предметная часть — Sachteil). Словарь Римана впервые был издан в
1882
г. в Лейпциге, неоднократно переиздавался (в том числе, по-русски) при жизни Римана
и перерабатывался после его смерти
.
Труды
-
Musikalische Logik // Neue Zeitschrift für Musik 68 (1872), под псевдонимом Hugibert Ries; позже книга перепечатывалась в сб. Präludien und Studien III. Leipzig, 1901; то же под названием: Über das musikalische Hören. Diss. Göttingen, 1873; опубл. Leipzig, 1873.
-
Musikalische Syntaxis: Grundriß einer harmonischen Satzbildungslehre. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1877.
-
Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre. Leipzig, 1880; со 2-го изд. под назв. «Handbuch der Harmonielehre»
; 2te vermehrte Auflage der «Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre». Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1887; gänzlich umgearb. 3te Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1898. XII, 234 SS.; репринты: 4te Aufl. ib., 1906; 5te Aufl. ib., 1906; 6te Aufl. ib., 1918 (последнее авторизованное Риманом издание); 7te Aufl. ib., 1920; 8te u. 9te Aufl. ib., 1921; 10te Aufl. ib., 1929 и т. д.
-
Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte XII (1880), SS.155-7, S.174.
-
Riemann Musiklexikon. Leipzig, 1882; 9te Aufl. Berlin, 1919; 11te Aufl. 2 Bde., hrsg. v. A.Einstein. Berlin, 1929; 12te Aufl. 5 Bde., hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz, 1959—1975; рус. перевод с дополнениями
Ю. Д. Энгеля
с 5-го нем. издания под назв. «Музыкальный словарь». М., 1901.
-
Praktische Anleitung zum Phrasieren. Leipzig, 1886 (в соавторстве с
Карлом Фуксом
).
-
Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre. Hamburg, 1887; рус. перевод (с комментариями и толковым словариком) Ю. Д. Энгеля под назв. «Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах». М.-Лейпциг, 1898; репринт М., 1929.
-
Katechismus des Klavierspiels. Leipzig, 1888; начиная с 5-го издания (1916) под назв. «Handbuch des Klavierspiels»; рус. перевод (
А. Н. Буховцева
) под назв. «Катехизис фортепианной игры». М., 1892.
-
Katechismus der Musikgeschichte, 2 Teile. Leipzig 1888, 1889; начиная с 5-го издания (1914) под назв. «Abriß der Musikgeschichte»; рус. перевод (
Н. Д. Кашкина
) под назв. «Катехизис истории музыки», в двух частях (М., 1896—1897).
-
Katechismus der Harmonielehre (theoretisch und praktisch). Leipzig, 1890; со 2-го изд. (1900) под назв. «Katechismus der Harmonie- und Modulationslehre»; с 5-го изд. (1913) под назв. «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre».
-
Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891; начиная со 2-го издания (1914) под назв. «Handbuch der Akustik»; рус. перевод Н. Д. Кашкина под назв. «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (М., 1898).
-
Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Functionen der Harmonie. London: Augener, 1893; 2te Aufl. Leipzig, 1903; рус. перевод (Ю. Д. Энгеля, с первого издания) под назв. «Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях» (М.-Лейпциг, 1896; 2-е изд., 1901).
-
Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert. Berlin, 1898; 2te vermehrte Aufl. Berlin, 1921.
-
Die Elemente der musikalischen Ästhetik. Berlin, 1900.
-
Große Kompositionslehre, 3 Bände. Bd. 1: Der homophone Satz (Berlin/Stuttgart, 1902); Bd. 2: Der polyphone Satz (Berlin/Stuttgart, 1903); Bd. 3: Der Orchestersatz und der dramatische Gesangstil (Stuttgart, 1913).
-
Das Problem des harmonischen Dualismus; ein Beitrag zur Ästhetik der Musik // Neue Zeitschrift für Musik, 72 (Leipzig, 1905), SS. 3-5, 23-6, 43-6, 67-70.
-
System der musikalischen Rhythmik und Metrik. Leipzig, 1903. 316 S.; R 1981, 1985, 1993
-
Die Byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert: paläographische Studie mit Übertragung von 70 Gesängen. Leipzig, 1909.
-
Musikgeschichte in Beispielen. Leipzig, 1912.
-
Ideen zu einer Lehre der Tonvorstellungen // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters (1914-15), S. 1-26.
-
Folkloristische Tonalitätsstudien. Leipzig, 1916.
-
Переводы на русский язык
-
/ Перевод с 5-го нем. изд.
Б. Юргенсона
, дополненный русским отделом. — Москва-Лейпциг:
П. Юргенсон
, 1901—1904. — 1531 с.
Рецепция
Музыкальная теория Римана оказала громадное влияние на различные области музыкознания в XX—XXI веках, вначале на родине учёного и в Европе (в том числе, в России), а с конца XX века и в
США
. Англоязычные последователи Римана называют себя «новоримановцами» и заявляют о своём научном методе как о «ведущем теоретическом методе наших дней» («leading theoretical approach of our time»)
.
Примечания
-
↑
Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann //
(нем.)
/ Hrsg.:
Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus
,
-
↑
,
Hugo Riemann //
(хорв.)
—
LZMK
, 1999. — 9272 с. —
ISBN 978-953-6036-31-8
-
: [
22 февраля 2019
] // Пустырник — Румчерод. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 517. — (
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
; 2004—2017, т. 28). —
ISBN 978-5-85270-365-1
.
-
Музыкальный энциклопедический словарь
. М., 1990, с. 461.
-
(неопр.)
.
6 марта 2016 года.
.
-
Способин И. В.
Лекции по курсу гармонии. М., 1969, с. 11, 15.
-
(неопр.)
.
6 марта 2016 года.
.
-
Музыкальный словарь Гроува
. Под ред.
Л. О. Акопяна
. М., 2007, с.735.
-
(неопр.)
Дата обращения: 26 октября 2016.
16 августа 2016 года.
-
Когда коллеги поставили унтертоны под сомнение, Риман (на страницах книги «Музыкальный синтаксис») запальчиво возражал: «Как бы то ни было, даже если всё авторитеты мира выйдут и скажут „мы ничего не слышим“, я им буду вынужден ответить: „а я кое-что слышу и причём весьма отчётливо“» (Musikalische Syntaxis, 1877, S.121).
-
Последнее — девятое — издание, над которым работал Риман, вышло под редакцией Альфреда Эйнштейна вскоре после его смерти, в 1919 году.
-
Двенадцатое издание в пяти томах опубликовано в
1959
—
1975
годах.
-
Не путать с «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre» (позднейшее название книги «Катехизис учения гармонии»).
-
.
Литература
-
Grabner H.
Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung für dir praktische Analyse. München, 1923; 2te Aufl., 1930.
-
Dahlhaus C.
War Zarlino Dualist? // Musikforshung X (1957), SS.286-291 (критика римановской дуалистической теории мажора и минора)
-
Dahlhaus C., Apfel A.
Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. München, 1974 (критика метроритмической теории Римана)
-
Rehding A.
Hugo Riemann and the birth of modern musical thought. Cambridge, New York:
Cambridge University Press
, 2003.
-
Gollin E.
Neo-Riemannian theory // Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie 2/2-3 (2005), S. 153–155.
-
The Oxford handbook of neo-Riemannian music theories, ed. by Edward Gollin and Alexander Rehding. N.Y.:
Oxford University Press
USA, 2011.
-
(нем.)
. Архивировано из
12 января 2006 года.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|