Белкин, Игорь Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Вениами́н Па́влович Бе́лкин ( 26 января 1884 , Верхотурье — 8 ноября 1951 , Ленинград ) — русский и советский художник , живописец , график .
Родился в городе Верхотурье Пермской губернии . Учился в Москве, в мастерской М. И. Шестёркина (1903—1905), школе А. П. Большакова (1904—1905), у В. Э. Борисова-Мусатова и в Париже в академии Ла Палетт (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Котте . В 1918 году к годовщине Октябрьской революции написал панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—1921 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода («Победа трудящихся» и другие). Известны две открытки работы художника, выпущенные .
Участник выставочной группы «Шестнадцать» (1922—1928), член учредитель « Общества живописцев » (1928—1930) .
В 1921—1923 и в 1928—1946 годах преподавал в ИЖСА (Ленинград), в 1924—1927 — в Архитектурном техникуме (Ленинград) .
Участник выставок с 1906 года.
Рисовал для журналов « Аполлон », « Сатирикон » (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств:
1919 — рисунок к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей ).
1920 — иллюстрации к повести «Княжна Мери» (серия «Народная библиотека»): виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка).
1924 — « Герой нашего времени » М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого .
1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского .
1929 — « Три мушкетёра » А. Дюма и др.
1930 — « Декамерон » Дж. Бокаччо .
1931 — серия (сюита) из 15 страничных рисунков для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума / М. — Л., 1931; техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»). Высоким качеством отличаются иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист», экспрессией — «Мцыри, обнимающийся с грозой»; иллюстрации к драме «Странный человек» и к поэме «Боярин Орша», напротив, выполнены в натуралистической манере. Позднее художник не раз возвращался к лермонтовским темам, работая в различных техниках: 1937 — «Измаил-Бей», 1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата», 1943 — «Княжна Мери», «Штосс».
1938 — « Витязь в тигровой шкуре » Ш. Руставели .
Художник был дружен с Анной Ахматовой с начала 1910-х годов, о чём свидетельствуют его рисунки, оставленные в альбоме поэтессы. В 1924 году портрет А. Ахматовой кисти В. Белкина экспонировался в июне 1924 года на выставке «мирискусников». О работе над этим портретом в мае 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды» . В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург» . Позже по неизвестной причине художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.
Образ Анны Андреевны Ахматовой угадывается в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика ) и первой части романа А. Толстого « Хождение по мукам » — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока).
Работы В. П. Белкина хранятся в Русском музее , Ярославском музее-заповеднике , Пермской художественной галерее , Вологодской картинной галерее , Донецком республиканском художественном музее и др. Отдельные работы имеются в собраниях Казахстана .